Музей-усадьба Н.Г. Чернышевского
Автор известного романа «Что делать», Н.Г. Чернышевский, родился на берегах Волги в Саратове. Сохранился дом, в котором он вырос.
Николай Гаврилович Чернышевский. Биография.
Автор труда «Что делать?», Николай Гаврилович Чернышевский, родился в Саратове. Его отцом был священник Гавриил Иванович Чернышевский (1793—1861), служивший в церкви Спаса Нерукотворного (Сергиевской). Церковь до наших дней не сохранилась, она была снесена в 1930-х годах. Н.Г. Чернышевский учился дома под руководством своего отца, получая многостороннее и строгое образование. Его начитанность поражала окружающих, и он даже получил прозвище «библиофага», то есть пожирателя книг. Хотя отец и был глубоко верующим человеком, сам Н.Г. Чернышевский вырос атеистом. В 1842 он поступил в Саратовскую духовную семинарию, где изучал языки, историю, географию, теорию словесности, русскую грамматику. Но не окончив семинарию, в 1846 году он решил перебраться в столицу, где поступил в Петербургский университет на историко-филологический факультет. В качестве основных предметов изучения он выбрал основы мировоззрения. В 1850 году, окончив курс кандидатом, Н.Г. Чернышевский получил назначение в Саратовскую гимназию, где весной 1851 года приступил к работе.
Методы преподавания на родной земле были слишком революционными для других сотрудников гимназии. Н.Г. Чернышевский просил гимназистов называть его на «ты», и часто организовывал встречи с учениками у себя дома. В 1853 году он повстречался со своей будущей женой Ольгой Сакратовной Васильевой. Внучка генерала Кирилла Казачковского, героя похода Суворова в Северную Италию, как две капли воды была похожа на свою прабабку-итальянку, брюнетку с черными сверкающими глазами. Ее называли “гусаром в юбке”, но в то же время и “кошечкой”, ибо была она “необыкновенно мила, кокетлива, забавна, находчива, весела, жива и бойка”. 19-летняя девушка имела успех, отлично танцевала, словом, была царицей саратовских балов. «Первая красавица на свете, — записал Чернышевский в дневнике о своём первом впечатлении, — У нее такой характер, какой нужен для моего счастья». Ольга Сакратовна также влюбилась в Чернышевского без памяти. В апреле 1853 года они обвенчались в Сергиевской церкви на улице Большой Сергиевской (теперь ул. Чернышевского). А в мае отправились в Петербург. Высочайшим приказом 24 января 1854 года Чернышевский был определен учителем во Второй кадетский корпус. Хотя будущий революционный мыслитель зарекомендовал себя прекрасным преподавателем, его пребывание в корпусе оказалось недолгим. После конфликта с офицером Н.Г. Чернышевский был вынужден подать в отставку.
В 1855 году Н.Г. Чернышевский защитил магистерскую диссертацию о соотношении искусства и действительности. Содержание диссертации было полемичным и вызвало бурные споры среди умнейших людей того времени, сделав имя Чернышевского известным. Литературную деятельность он начал в 1853 небольшими статьями в «Санкт-Петербургских Ведомостях» и в «Отечественных Записках». А в начале 1854 он перешел в журнал «Современник», где в 1855—1862 являлся руководителем наряду с Н.А. Некрасовым и Н.А. Добролюбовым. Он смог напечатать в журнале смелые, обличительные статьи против правительства, к чему власть отнеслась не равнодушно.
В 1858 году он стал также первым редактором журнала «Военный сборник», и был вовлечен в революционные кружки. Об этой работе Чернышевского были хорошо осведомлены Герцен и Огарев, стремившиеся привести армию к участию в революции. В июне 1859 Чернышевский побывал в Лондоне и встретился с Герценом для обсуждения статьи «Very dangerous!» («Очень опасно!»), напечатанной в «Колоколе».
С сентября 1861 Н.Г. Чернышевский попал под тайный надзор полиции. Шеф жандармов Долгоруков дал такую характеристику Чернышевскому: «Подозревается в составлении воззвания „Великорусс“, в участии составления прочих воззваний и в постоянном возбуждении враждебных чувств к правительству». В мае 1862 «Современник» был закрыт на 8 месяцев. 8 июля 1862 года Чернышевский был арестован и заключен в Петропавловскую крепость, в Алексеевский равелин.
За время нахождения в Петропавловской крепости, Н.Г. Чернышевский написал роман «Что делать?», ставший настоящим манифестом для молодежи 1860-х годов. Многие события в романе напрямую взяты из жизни самого автора. В 1860 году в жизни Чернышевских появился третий — полковник Генерального штаба, известный в революционных кругах под псевдонимом “Стелла”, Иван Федорович Савицкий. Он часто бывал у Чернышевских, пользовался полным доверием Николая Гавриловича. Страстный, порывистый влюбленный уговаривал Ольгу Сократовну убежать с ним. Та после долгих размышлений, рассказала все мужу. Чернышевский не бранился, не упрекал ее, не рассуждал о долге, не стоял на коленях, не умолял не бросать его, а только сказал: “Ты вольна выбирать себе жизненный путь. Я же хочу одного: чтобы ты была счастлива. И буду рад, если ты обретешь счастье”. Ольга Сократовна знала о благородстве мужа. А тут еще увидела, что он уважает ее как личность. Такого человека она оставить не могла! О чем никогда не пожалела, несмотря на последовавшие удары судьбы.
Роман был написан за четыре месяца и напечатан в журнале «Современник», колоссально повлияв на умы многих известных людей. Например, Тургенев признавался, что стиль романа «Что делать?» вызывает у него «физическое отвращение», а Герцен и Салтыков-Щедрин считали стиль романа просто плохим. Но произведение стало настольной книгой для многих и многих, несмотря на свою антихудожественность. У Набокова в романе «Дар» есть такие строки о произведении Чернышевского: «…Вместо ожидаемых насмешек вокруг романа «Что делать?» сразу создалась атмосфера всеобщего благочестивого поклонения. Его читали, как читают богослужебные книги, — и ни одна вещь Тургенева или Толстого не произвела такого могучего впечатления. Гениальный русский читатель понял то доброе, что тщетно хотел выразить бездарный беллетрист».
19 мая 1864 года для Чернышевского была устроена позорная казнь. Из рассказа краеведа Валерия Ганского: «На эшафоте, покрашенном черной краской, стоял столб, от него тянулись цепи. Из подъехавшей черной кареты вышли два палача в красных рубашках, вывели бледного человека в черном пальто и повесили ему на грудь доску с надписью «Государственный преступник». После прочтения приговора «За злоумышление к ниспровержению существующего порядка… 7 лет каторги и вечное поселение в Сибири» палач поставил Чернышевского на колени, переломил шпагу над его головой в знак лишения всех прав, подвел к позорному столбу и приковал цепями». Когда в 36 лет писатель отправился на каторгу, его старшему сыну Александру исполнилось 10 лет, младшему Михаилу — 6.
В 1864-1883 годах Н.Г. Чернышевского ждала каторга и ссылка в Верхневилюйск, в Якутии. Прибыв в сибирский поселок Кадая, Чернышевский сразу написал жене письмо: «Милый дружочек Оленька. Благодарю Тебя за Твой портрет, который Ты прислала. Что сказать Тебе, моя милая Голубочка, о Твоем намерении ехать сюда? Подумай, как велика дорога, как она утомительна. Ты не должна беспокоиться за меня. Будь сама здорова и весела. Целую детей, крепко обнимаю Тебя, моя милая Радость. Твой Н. Чернышевский».
Почти двадцать лет он прожил в краю постоянного холода, с одной только фанатичной верой в свое общественное предназначение, с сознанием жертвы за правое дело. Ольга Сакратовна Чернышевская не последовала за ним, хотя и стремилась это сделать. Но муж этого не хотел, постоянно сообщая ей в письмах, что у него все хорошо. Он так ее любил, что не хотел причинять ей никаких неудобств. В каждом письме просил прощения за все: за то, «что такой рассеянный и непрактичный и не сумел устроить ей нормальной жизни». Один раз жена все же приезжала к нему… на 5 дней, да еще с младшим сыном. «Голубочка, не повторяй больше таких путешествий, не подвергай себя трудностям! Откажись от меня! Выйди замуж за другого!» — сказал при встрече Чернышевский. Следующая встреча состоялась через 18 лет.
После ссылки, в 1883-1889 годах, Н.Г. Чернышевский оказался в Астрахани. А за четыре месяца до своей смерти, ему разрешили переехать в родной Саратов. Естественно, семья Чернышевского после выхода его с каторги оказалась в центре внимания, и всех поражало, что после двадцатилетней разлуки их отношения не переменились. Дом Чернышевских на тот момент был сдан в аренду. Ольга Сократовна сняла квартиру в небольшом домике напротив парка «Липок». Николаю Гавриловичу там все нравилось: здесь его не беспокоил уличный шум и он мог спокойно заниматься литературой. Но семейное счастье оборвалось. Перемена климата и напряженная работа пошатнули здоровье Чернышевского. В августе он ощутил первый приступ лихорадки. 14 октября 1889 года произошел роковой приступ болезни, а 17-го он умер.
И во время ссылки Чернышевского, и после его смерти Ольга Сократовна говорила сыновьям: «Главное — помнить, что вы сыновья самого честного из честнейших людей… Не марайте имени своего отца!»
Сейчас в Саратове живёт 13 потомков писателя. В доме-музее Н.Г. Чернышевского несколько лет работает праправнук писателя Павел Чернышевский. «Кроме меня в Саратове живут 12 потомков Николая Гавриловича, — говорит Павел Васильевич. — Мы все гордимся, что являемся родственниками этого выдающегося человека!»
История Усадьбы-музея Н.Г. Чернышевского
Усадебное место на Гимназической улице близ церкви Спаса Нерукотворного (Сергиевской) было куплено в 1801 году протоиереем Егором Ивановичем Голубевым, дедом Николая Гавриловича Чернышевского. Первые несколько лет Голубев и его семья жила в старой постройке, находившейся на купленном дворовом месте. В воспоминаниях младшей дочери Голубева — Александры — говорится, что их дом начали строить при жизни отца, а закончили вскоре после его кончины в 1820-е годы. В доме поселилась вдова и двое дочерей Егора Ивановича — Евгения (1803-1853) и Александра (1806-1884). В эту осиротевшую семью в 1818 году вошёл священник Гавриил Иванович Чернышевский, женившийся на старшей из сестер — Евгении, которой тогда не исполнилось и пятнадцати лет. Вдова Голубева специально поспешила выдать ее замуж, чтобы сохранить за зятем место настоятеля Сергиевской церкви, а за семьей все доходы и преимущества, которые давала должность умершего мужа. В 1822 году, когда младшую дочь Пелагеи Ивановны Александру собрались выдать замуж, для Евгении и Гавриила Ивановича теща купила соседний деревянный дом, «со всем имеющимся при нем строением и усадебным местом».
Для семьи Чернышевских в 1826 году был выстроен одноэтажный деревянный, обложенный кирпичом, дом с мезонином. Старый обветшавший дом стоял почти на середине двора. Его решили сломать и построить новый. В строительстве нового дома и разведении сада деятельное участие принимал второй зять Пелагеи Ивановны артиллерийский офицер Н.М. Котляревский. «Теща отдала в его руки все хозяйство, и он, — вспоминала дочь Александры Егоровны Екатерина, — выстроил целый дом со службами для Чернышевских». Таким образом, в голубевской усадьбе, кроме главного дома, появились сдаваемые постояльцам дом Чернышевских и принадлежавшие им два флигеля. Большая часть хозяйственных строений была объединена в украшенный колоннами единый корпус, поставленный в глубине двора. Там разместились два сарая, две конюшни, дровяник и три погреба. В одном из двух флигелей была кукня, в другом — баня.
В 1830 году семья пополнилась еще одним человеком. Александра Егоровна в возрасте двадцати четырех лет во второй раз вышла замуж за небогатого дворянина Николая Дмитриевича Пыпина. Усадебный двор Голубевых был расширен за счет дальнейших покупок в 1831 году. Именно тогда определились окончательные границы общей усадьбы живших единым хозяйством двух семей — Чернышевских и Пыпиных.
Семья Пыпиных быстро росла — у Александры Егоровны один за другим рождались дети. До конца 1834 года все жили во втором этаже пыпинского дома. В 1844 году семья Пыпиных переехала в Аткарск, продолжая вести там хозяйство до 1853 года — года кончины Евгении Егоровны, матери Николая Гавриловича Чернышевского. Старшие дети Александры Егоровны Пьпиной в это время оставались в Саратове и жили в одном доме с Чернышевскими, а два флигеля Чернышевских и пыпинский дом с несколькими небольшими флигелями, в саду, ближе к Волге, сдавались квартирантам.
Двор усадьбы спускался к Волге как бы тремя террасами. На верхней террасе располагались строения Чернышевских — дом с мезонином, два флигеля и корпус хозяйственных служб, на средней террасе — двухэтажный дом Пыпиных с флигелями, на нижней — сад, замыкавшийся беседкой. В доме Чернышевских было восемь комнат. Из них три составляли анфиладу парадных — зала, гостиная, столовая. Остальные — очень небольшие жилые покои: угловая комната, девичья, спальня, кабинет и комната в мезонине. Дом Пыпиных был тоже небольшим: по четыре жилых комнаты в каждом этаже и несколько крошечных помещений для прислуги и хозяйственных нужд. Он имел деревянный тамбур и удобную квадратную веранду. Между зданиями росли фруктовые деревья и кусты. В саду посадили яблони, груши, вишню. В дворовой части усадьбы росли шиповник, сирень, белая акация. Под балконом дома — ветлы.
В 1866 году в доме Чернышевских произошёл пожар. Через два года здание было восстановлено, но в несколько ином виде. И многие комнаты так и остались пустыми. В 1879 году дом перешёл к сыновьям Чернышевского Александру и Михаилу, но они жили в Петербурге, доверив Пыпиным продолжать распоряжаться зданием. Когда Н. Г. Чернышевский вернулся в 1889 году в Саратов, дом снимал присяжный поверенный А.А. Токарский, впоследствии член I-й Государственной Думы Российской Империи. Согласно арендному договору, при Токарском в доме был проведён ремонт.
Ольга Сократовна Чернышевская в 1890–1913 годах жила в небольшом флигеле (рядом с главным домом), который сегодня также является частью музея. Скромный деревянный домик изначально принадлежал няне Ольги Сократовны и находился во дворе родительского дома между Армянской и Царицынской улицами. После пожара 1866 года домик был разобран и отстроен заново на территории усадьбы Чернышевских на месте сгоревшего флигеля, сдававшегося квартирантам.
В сентябре 1918 года Совет городских комиссаров переименовал Большую Сергиевскую улицу в улицу Чернышевского. 25 сентября 1920 года был опубликован декрет, официально подтвердивший существование в Саратове «музея имени Н.Г.Чернышевского». Основателем и первым директором музея стал младший сын писателя – Михаил Николаевич. После его смерти с 1924 года бессменным заведующим, а затем директором музея более полувека была его дочь Нина Михайловна Чернышевская. В 1980-е годы музейный комплекс пополнился строением современной архитектуры. Здание было построено специально для экспозиции о жизни и деятельности Н.Г. Чернышевского и составляет с остальными постройками единый ансамбль.
Сегодня музей – это крупнейшее научно-просветительское учреждение, снискавшее заслуженный авторитет и признание. Ежегодно его посещают около ста тысяч человек, для которых организовываются экскурсии, театрализованные народные праздники, встречи со знаменитыми людьми и литературно-музыкальные вечера.
Использованы материалы с сайтов:
www.sarusadba.seun.ru
www.museum.ru
www.vk.com/sarusadba
www.sochland.ru
www.чернышевский.рф
www.sar-rodgor.ru
www.elsso.ru
www.grani21.ru