Усадьба «Кусково»

Для Шереметевых это была загородная резиденция, где они устраивали пышные праздники. И сейчас это одно из любимых мест москвичей. Речь идёт об усадьбе Кусково.

История Усадьбы Кусково

Самые яркие страницы истории усадьбы относятся ко временам владения этими территориями родом Шереметевых. Началось это в XVI веке, когда имение Пушкина А.А. перешло во владение Шереметева Василия Андреевича. По историческим данным, в 1623—1624 годах здесь находились только деревянная церковь, боярский двор и дворы крепостных людей. Обустройство и привычные нам размеры усадьба стала приобретать только в XVIII веке, когда сменилось несколько поколений этого влиятельного рода. Произошло это при графе Петре Борисовиче, сыне Шереметева Бориса Петровича – сподвижника Петра I, видного общественного деятеля и дипломата. Петр Борисович существенно приумножил свои владения, женившись на единственной наследнице князя Алексея Михайловича Черкасского — камер-фрейлине Высочайшего двора Варваре Алексеевне. В приданное он получил прилегающее село Вешняково. В том числе и близость к Москве,  послужило началом для создания роскошной загородной резиденции, предназначенной для пышных приемов, гуляний, парадов, музыкальных представлений, катаний на лодках, необычных развлечений и изысканных игр.

img_1715

Дворец, Церковь с Колокольней

Расцвет усадьбы Кусково приходится на вторую половину XVIII века. На этот момент архитектурный ансамбль центральной части парка был окончательно сложившимся. Восхитительный Дворец, созданный знаменитым московским архитектором Карлом Бланком был окружён многочисленными павильонами. Графская семья основную часть времени проводила в Доме Уединения. Для гостей были предоставлены знаменитый крепостной Театр графа Шереметева, музеи, библиотека, прекрасные аллеи со скульптурами. Была создана система живописных прудов с каскадами, построен лабиринт и множество сооружений, среди которых была «Китайская башня», просеки-перспективы, входящие в трехлучевую композицию XVIII в., как в Нанкине. Главная роль в создании усадебного комплекса принадлежит архитекторам Ю.А. Кологривову (1750-е), Ф.С. Аргунову (1755-1765), К.И. Бланку (1765-1780). Площадь всей усадьбы составляла 230 гектаров, и принимала иногда (во время самых торжественных приёмов) до 30 тысяч гостей.

img_1652

Партер со статуями и обелисками

Также были возведены служебные и хозяйственные здания для обслуживающего персонала: Конюшенный и Псарный дворы, Менажерея для разведения водоплавающих птиц, Американская теплица для выращивания экзотических растений, кухни. Весь архитектурный комплекс был создан в барочно-рокайльном стиле середины XVIII в. На тот момент, усадьба состояла из трёх частей: запрудной со Зверинцем, французского регулярного парка с основным архитектурным ансамблем и английского парка «Гай». На сегодняшний день лучше всего сохранился архитектурно-парковый комплекс центральной парадной части. (При входе в парк есть схема усадебного комплекса, где указан список всех построек, которые здесь были. Напротив многих построек есть примечание «Не сохранилось»).

img_1534

Грот и Итальянский домик

Но в конце 18 века усадьба Кусково перестаёт быть популярным светским местом. Происходит это во времена графа Шереметева Николая Петровича, который известен тем, что женился на крепостной актрисе Прасковье Жемчуговой. После начала их брачного союза, усадьба закрывается для общего посещения, а при сыне от этого брака, Дмитрии Шереметеве, и вовсе используется как дача, хотя и бережно поддерживается в идеальном состоянии. Роду Шереметевых усадьба Кусково принадлежала более трёхсот лет, вплоть до 1917 года. В 1918 году Кусково получило статус музея-усадьбы, а с 1938 года была объединена с музеем керамики, единственным в России. С ростом Москвы, в 1960 году Кусково вошло в состав столицы.

img_6721

Голландский домик

 

Достопримечательности Кусково

img_1714Дворец — построен в 1769-1775 годах вскоре после восшествия на престол Екатерины II на месте прежнего двухэтажного здания 1740-х годов. Усадьбой на тот момент владел Пётр Борисович Шереметев. Предназначался дворец для парадных приемов. Первоначально проект дворца был заказан французскому архитектору Шарлю де Вальи, но чертежи из Парижа запоздали, поэтому постройка была поручена московскому архитектору Карлу Ивановичу Бланку. Но согласно чертежам де Вальи уже после внесли некоторые дополнения. Пологие пандусы дворца украшены фигурами сфинксов скульптора И. Юста. Эти дорожки предназначались для того, чтобы кареты со знатными гостями могли подъезжать к самому входу во дворец. Над входом в треугольном фронтоне — фамильный вензель Шереметевых. На протяжении полутора столетий здесь устраивались торжественные приемы и обеды для императорских особ и сановного дворянства. Традиционные для XVIII века анфилады залов включали в себя Гостиные, Карточный и Бильярдные залы, Столовую, Парадную и Вседневную спальню, Библиотеку. Отражения в огромных зеркалах приводили гостя к главному залу — Белому Танцевальному. Одна его сторона обращена в сад, другая — полностью зеркальная. Сегодня внутреннее убранство дворца украшают живописные плафоны, наборные паркеты, мебельные ансамбли, обитые шелком стены, мраморные камины и цветные кафельные печи. Летом здесь регулярно звучит вокальная и инструментальная музыка XVIII-XIX вв. В 1932 году из Москвы в Кусково был переведён Государственный музей керамики. Ныне его экспозиция располагается в здании дворца. Во дворце также можно увидеть западноевропейские гравюры XVIII в., собрание натюрмортов 30-40 гг. XVIII века, экспозиции из истории керамики.
img_1538Храм происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня (Спаса Всемилостивого) — С постройки этого храма в 1737-1739 гг. на месте обветшавшей деревянной церкви граф Петр Шереметев начал перестройку своего родового поместья. В 1697-1699 года Шереметев ездил с дипломатической миссией в Европу, где имел аудиенцию у папы Римского, в дар от которого получил золотой крест с частицей Древа животворящего Креста Господня. В честь этой реликвии и был основан храм происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня. Колокольня пристроена к храму позже, в 1792 году архитекторами А. Ф. Мироновым и Г. Е. Дикушиным. Фасады и кровля церкви были богато декорированы скульптурой, что придавало ей сходство с парковым павильоном. К сожалению, скульптура исчезла при реставрации здания в XIX в. В 1812 году французы ограбили дом и церковь. После 1917 года в храме находились подсобные помещения музея. Богослужения в храме возобновлены в 1991 году.

Кухонный флигель (также — «Розовый флигель») — 1754-1755 гг. Архитектор Ф. С. Аргунов. Во избежание пожара — кухня выносилась при строительстве комлекса в отдельное здание. Расположено оно между Дворцом и Храмом. Сейчас здесь располагается фондохранилище музея.

Каретный сарай и сушилка — название постройки говорит само за себя. Сейчас подобные здания называют гаражами. Возведение относится ко второй половине XIX века.

img_1553Грот — построен в 1756-1761 годах в стиле «выразительного барокко». Архитектор Ф. С. Аргунов. Скульптор М. И. Зимин. Интерьеры грота оформлял специально приглашённый из Петербурга мастер «гротического дела» художник И. И. Фохт. В отделке грота использованы перламутровые раковины, привезённые с берегов Средиземного моря, цветное стекло, туф и мрамор. Подобного вида постройки являлись чисто южными, и обычно в них было принято устраивать купальню или фонтан, а также «прохлаждаться» в них в жаркие летние дни. Во внутренней отделке грота использовались моллюски, часть которых уже вымерла, секрет крепления раковин к стенам безнадежно утрачен. Перламутр сохранившихся раковин со временем неизбежно разлагается, превращаясь в хрупкий известняк. Также упростилось и внешнее оформление павильона: он лишился всех скульптур на парапете крыши.

img_1549Менажереи  — сейчас перед нами представлена современная реконструкция. Первоначальные менажереи были построены по проекту Ф.Аргунова. Менажереи — нечто вроде зоопарка для птиц. Здесь содержались редкие птицы: американские гуси, фазаны, пеликаны. Все водоплавающие птицы жили в пяти одинаковых отапливаемых домиках.

img_1551Итальянский домик — построен в 1754-1755 годах. Архитекторы Ю. И. Кологривов и крепостной архитектор Ф. С. Аргунов. В нём находились произведения итальянского искусства, здесь можно было увидеть картины Рафаэля, Рембрандта, Корреджо и других мастеров, которые после 1780-х гг. были перевезены в Петербург и Останкино. Из убранства домика кроме дубовых панелей с золоченой резьбой ничего не сохранилось. Вместе с Гротом, менажереями и Итальянским прудом воспроизводит атмосферу южной страны.

Вольер для птиц — здесь содержались певчие птицы, сейчас же пустует. Постройка по форме напоминает большую беседку, окружённую зелёными аллеями. Сейчас нашему взору представлена современная реконструкция.

img_1589«Большая каменная» оранжерея — построена в 1761-1762 годах. Архитектор Ф. С. Аргунов, мастер Д. Антонов. Здесь разводили лимонные, апельсиновые, лавровые, кофейные и чайные деревья, а также множество редких растений. Выращивались здесь и самые экзотические фрукты — Пётр Шереметев любил блеснуть и послать, например, в декабре корзину персиков из своих оранжерей для императрицы. В 1780 году во время визита императрицы Екатерины II здесь был устроен «цветочный бал». В память об этом визите напротив Оранжереи возвышается колонна со статуей Миневры, покровительницы ремёсел и искусств.

img_1591Американская оранжерея — Современная реконструкция, которую осуществили на месте частично сохранившейся постройки. Первоначальное здание было построено в 1750-х годах, и было одним из первых зданий в Кусково. Предназначена была постройка исключительно для хозяйственных нужд. Пять секций здания, расположенные на каменном фундаменте, имели собственные названия: Кофейная, Персиковая, Большая оранжевая, Косая оранжевая, и Крайняя оранжевая. Оптимального использования солнечного света добивались различным наклоном крыш, а также «лежачих и стоячих» оконных рам, ориентированных на юг, юго-восток и юго-запад, что позволяло подобрать наиболее благоприятный режим для выращивания теплолюбивых растений. Для усиления теплового эффекта галереи были застеклены дешевым зеленоватым стеклом. Имя архитектора осталось неизвестным, ведь ценность этого здания была обусловлена лишь выращиваемыми здесь экзотическими и декоративными растениями.

Домик управляющего — построен в 1810 году. Предназначение данной постройки говорит само за себя.

img_1598Эрмитаж — Двухэтажный Эрмитаж сооружён в мавританском стиле в в 1765-1767 годах под наблюдением К. Бланка и Ф.Аргунова. Автор проекта неизвестен. Его крышу украшает статуя виночерпия греческих богов Ганимеда. Раньше, вокруг здания стояли статуи нагих богинь. Постройка предназначалась для бесед и собраний в интимной обстановке без прислуги, а иногда служила местом уединения графа. Заранее заготовленные кушанья для этих мероприятий подавались на второй этаж через специальный механический подъёмник. Внутреннее убранство павильона не сохранилось, за исключением четырех живописных плафонов в боковых кабинетах-фонариках.

img_1606Голландский домик — построен в 1749 году. Был устроен Петром Борисовичем Шереметевым в память своего отца Бориса Петровича Шереметева, посетившего в 1697 году Голландию в составе Великого посольства Петра I. Домик служил галереей для картин фламандских художников. Имел при себе садик с десятками сортов тюльпанов. Летом перед Голландским домиком раскидывались китайская и персидская палатки, где гостей обслуживали крепостные, наряженные китайцами и персами. Сейчас внутри Голландского домика можно увидеть комнаты с голландскими интерьерами.

img_6721Голландский пруд — находится перед Голландским домиком, дополняя собой общую картину европейского уголка. В XVIII веке на берегах пруда, по обе стороны от домика, стояли две деревянные беседки: Столбовая или Дорическая галерея и Пагоденбург (Китайская беседка), которые до наших дней не сохранились. Между Голландским и Большим Дворцовым прудом перекинут подъёмный мост.

img_1639Швейцарский домик — построен в 1870-е годы архитектором Н. Л. Бенуа, спустя век после строительсва Голландского домика. Сейчас здесь размещается Дирекция музея. Это строительство было последним в Кусково. В начале ХХ века в этом домике жил последний владелец Кусково Сергей Дмитриевич Шереметев.

img_1680Пруд перед дворцом (Большой пруд) — Живописный пруд, на берегу которого находится дворец, был вырыт в 1751-1755 годах. Кроме него на территории усадьбы было устроено 17 прудов, позволявших осушить болотистую местность. У графа была своя увеселительная флотилия, состоявшая из золотой шестипушечной яхты для фейерверков, китайских судов, итальянских гондол и турецких челноков. На острове устраивались пикники. Вдоль берегов пруда располагались места уединения — романтические руины и рыбачьи хижины. В пруду в большом количестве водились караси, и дворовые Шереметевых бесплатно выдавали гуляющим удилища, чтобы те не тащили удочки из Москвы.

Воздушный театр — построен в 1763 году. Лужайка для представлений, декорациями для которых служили деревья и боскеты — зеленая стена.

Садовые партеры со статуями и обелисками — украшены мраморными статуями XVIII века (московский скульптор Й. Юст и др.). Часть статуй привезена из Италии. Основной партер занимает центральное положение в парке, будучи ограничен с юга Дворцом, с севера – оранжереями, а с боков – стенами боскетов.

Обводной канал — служил для обозначения границ регулярного парка. Местами через канал возможно перейти с помощью мостиков.

 

Материалы взяты с сайтов:

www.openmoscow.ru
www.galina-lukas.ru
www.greeninfo.ru

« »

Комментарии к записи

Вам нужно войти что бы оставлять комментарии.