Коломна
Первое упоминание (по одной из версий) о Коломне относится к 1177 году, когда город был указан в Лаврентьевской летописи как пограничная крепость Рязанского княжества.
История Коломны.
Также есть версия, что город был основан в 1140-60 гг, об этом говорят новые проведённые раскопки. Ещё до появления здесь крепости, на данной территории существовало городище славян-вятичей, которые селились в месте впадения речки Коломенки в реку Москва в VII-X веках. И сейчас можно ощутить присутствие древних жителей, если пройтись по скверу «Блюдечко» на территории кремля. Именно здесь и находилось городище.
Коломна расположена в очень удобном стратегическом месте, являясь воротами к окско-волжской водной системе. Из-за этого, на протяжении долгого времени за эту территорию велась борьба между русскими князьями, пока в 1301 году Коломна не вошла в состав Московского княжества. Это произошло при князе Дмитрии Донском. С тех пор, московские князья стали собирать здесь войска перед важными военными походами.
В 1525 — 1531 годах был построен каменный Кремль, образцом которого стал Кремль Московский. По размерам, красоте, и боевым качествам укрепление не уступало столичному. Сейчас Кремль является редким памятником древнерусского оборонительного зодчества. Строительство Кремля было необходимо для укрепления обороны южных границ Московского княжества. Но с ростом российского государства, южные границы были далеко отодвинуты от Коломны, и с тех пор город стал преобретать статус торгово-ремеслянного центра Московской земли, являясь посредником в торговых операциях Москвы и Петербурга с южными областями и западными рынками.
В 1708 году Коломна была приписана к Московской губернии. В 1781 году город получил свой герб, который и сегодня является ее историческим и официальным символом.
В 1781-м Коломна была преобразована в уездный город Московской губернии. В первой половине XIX века в городе стремительно развивалась текстильная отрасль. В итоге, к середине этого же столетия в Коломне работало четыре шёлковые и три бумаготкацкие фабрики. Также развивались табачные фабрики, кожевенные и кирпичные заводы. В это время в Коломне находилось более 1 300 домов, 22 церкви и свыше трехсот лавок.
Транспортная система также давала толчок к развитию города. В 1862 железной дорогой Коломна была соединена с Москвой. Также в этот год было открыто движение по железной дороге Москва-Саратов, и речные походы коломенских купцов потеряли смысл. В городе ускорился рост промышленности. А в 1863 году на базе мастерских, предназначавшихся для возведения железнодорожного моста через Оку, был создан паровозостроительный завод. Год спустя железнодорожное сообщение связало Коломну с Рязанью. Помимо дизелей и тепловозов, Коломенский паровозостроительный завод наладил выпуск товарных вагонов, цистерн, трамваев. А в 1907 году именно в Коломне впервые применили дизельный двигатель как судовую силовую установку. В этом году в городе «родился» первый теплоход в мире!
Вследствие мировой и гражданской войны, революции, в Коломне стало на две трети меньше жителей. Не смотря на это, город оказался востребованным при становлении СССР и выстоял, не смотря ни на что. В 1929 году была произведена административно-территориальная реформа, в результате которой Коломна стала административным центром Коломенского района, что входил в состав Московской области.
Начало Великой отечественной войны снова на время остановило дальнейшее развитие Коломны. В это время активисты покидают город и уходят на фронт, на заводах проводятся митинги, предприятия начинают выпускать продукцию только для нужд фронта, при этом организовывают смены по 11 часов. Во время войны Коломна славилась тем, что была одним из крупнейших центров формирования воинских подразделений. Именно в Коломне было сформировано 4 дивизии стрелков, 8 дивизий артиллерии, 24 артиллерийские бригады и 12 полков артиллерии.
Послевоенные годы стали для Коломны очень успешными в плане развития. За это время город получает статус крупного города промышленности не только в Подмосковье, а и во всей стране в целом. Это развитие происходило вплоть до года 1980. Уже в 80-е годы Коломна разделила участь страны в сложных преобразованиях рынка. Это сказалась негативно на промышленности города, так как объемы производства резко упали. Больше всего спад производства ударил по крупнейшим предприятиям Коломны.
Рост производства возобновился уже во второй половине девяностых годов. Состояние торговли, сферы услуг, сферы транспорта и строительства наконец-то улучшилось. Заметна стабилизация экономики города, что на сегодняшний день уже дает возможность использовать огромную накопленную базу в целях дальнейшего экономического роста и развития в социальном плане.
Сейчас Коломна является любимым для многих туристическим местом. Из столицы сюда приезжает множество экскурсионных групп, для которых устраивают различные программы. Здесь открыто несколько музеев, в том числе и частных.
Достопримечательности Коломны.
Коломенский кремль — современный Коломенский кремль был построен 15 августа 1531 г. на месте прежнего деревяного кремля. Строительство продолжалось шесть лет и три месяца. За образец строительства был взят Московский кремль. На данный момент частично сохранились каменные стены и 6 башен. Наиболее известная башня — Коломенская («Маринкина» — по имени бывшей в заточении Марины Мнишек). Также сохранились Пятницкие въездные ворота.
Коломенская (Маринкина) башня — Круглая наугольная башня являлась западной сторожевой вышкой города. Была предназначена для охраны Астраханского тракта (Московско-Рязанской дороги) — одной из древнейших дорог государства. Высота башни составляет 31 метр (самая высокая из сохранившихся), а в диаметре она 13 метров. Если смотреть на башню издалека, она кажется круглой, но на самом деле она двадцатигранная. По двадцатигранному столпу в шахматном порядке расположены 27 окошек-бойниц, данное архитектурное решение позволяет увеличить угол обстрела, что помогало держать круговую оборону. Внутри восьмиэтажной башни проходят винтовые лестницы, вверху с наружной стороны проходит декоративный пояс из белого камня, издалека верх башни напоминает корону. Также у башни есть народное название «Маринкина». Это название связано с именем известной польской авантюристки Марины Мнишек – жены Лжедмитрия 1, а затем и Лжедмитрия 2, которая жила в Коломне во время Смуты с сыном Иваном на правах царицы. По одной из версий, она была заточена в башне, после чего таинственно оттуда исчезла.
Грановитая башня — единственная в своем роде — комбинированная: с внешней стороны она шестигранная, а с внутренней — прямоугольная. Благодрая специфической форме башня получила и своё название. Расположена башня на пересечении Астраханского и Владимиро-Каширского тракта. Высота башни составляет 22 метра. Она делится на 5 ярусов, нижний из которых скрыт грунтом. На каждом этаже имеются три-четыре окна-бойницы. В 1980-х годах архитектор С. П. Орловский восстановил разрушенный верхний ярус башни в виде галереи с зубцами.
Памятник святому благоверному князю Дмитрию Донскому — создан архитектором Александром Рукавишниковым. Памятник установлен у стены Коломенского кремля возле прясла стены между Маринкиной и Грановитой башнями. Высота бронзовой конной статуи составляет 5,5 м, а общая высота вместе с постаментом — около 12 м. Дмитрий Донской изображен в полном вооружении, как бы перед выездом на поле сражения. Установлен в мае 2007 года – во время празднования в Коломне Всероссийских Дней славянской письменности и культуры.
Успенский кафедральный собор — история Успенского собора восходит к 1378 году, когда войска Московского князя Дмитрия Ивановича впервые разбили золотоордынцев на реке Воже. Победоносные дружины возвращались в Коломну как раз на праздник Успения пресвятой Богородицы. В честь победы и заложили кафедральный собор города, а закончили строительство после битвы с Мамаем, в 1382 году. С тех пор и считается храм памятником Куликовского триумфа.
Троицкая церковь Ново-Голутвина монастыря — построена в 1705 году. До пожара, который произошёл в 1739 году, с северной стороны была паперть с площадкой и 14-ю ступенями. В подклете была кладовая с дверью и тремя слюдяными окнами. В 1742 году храм был отремонтирован. На плане рубежа 18-19 веков показан с западной стороны храма поперечно ориентированный притвор, каменный в первом этаже и деревянный во втором. Был восстановлен деревянный на каменных столбах переход в архиерейские покои. План составлялся в связи с намерением разместить в опустевших после упразднения епархии помещениях архиерейского дома два эскадрона Екатеринославского кирасирского полка. В наше время восстановлен как главный собор Ново-Голутвина Свято-Троицкого монастыря.
Крестовоздвиженский собор — построен в 1852-1855 года, к 300-летнему юбилею монастыря, тщанием его настоятельницы игуменьи Олимпиады. Освящён был Храм 13 сентября 1858 года владыкой Евгением. Построен с двумя приделами: в честь Казанской иконы Божией матери и Святителя Иоанна Златоуста. Проект разрабатывал архитектор А. С. Кутепов. Квадратное в плане здание служит образцом художественной эклектики, основанной на синтезе приёмов стилей: классицизма, ложнорусского, псевдоготического, барочного, шатрового. Храм завершался пятью шатровыми главами: четырьмя глухими и центральным световым. Фасады разделены на прясла с помощью парных полуколонн, трактованных в духе 17 века. Основным мотивом убранства служат наличники, имитирующие формы московского барокко. Декоративность архитектуры усилена цветовым контрастом краснокирпичных стен с многочисленными белокаменными деталями. Внутри собор был покрыт настенной живописью. В ряд стояли три иконостаса. В западном притворе наверху помещались хоры. Есть сведения, что в соборе был эффект восьмиголосия, т. е. один голос, из-за потрясающей акустики храма, распадался на восемь. Именно поэтому храм иногда называли собором «Ангельского пения». У собора имелась звонница, которая была выстроена в конце 18 века, разрушена в 1918 году.
Успенская церковь Брусенского монастыря — Бруссенский монастырь был основан по указу Ивана Грозного в честь взятия Казани. В этом же году строиться шатровая соборная церковь Успения Божией Матери на месте деревянного храма. В этой церкви находилась главная святыня монастыря – местночтимый образ Казанской Божией Матери. Как памятник той же победы в Москве строится Покровский собор (храм Василия Блаженного). Успенский храм постоянно страдал от сырости, так как не отапливался. К середине 20 века храм и поздние постройки сильно обветшали. В 1858 году, после построения Крестовоздвиженского собора, древний храм был закрыт, престолы придельных храмов Святителя Иоанна Златоуста и Казанской иконы Божией Матери были перенесены в новый храм. В 1881-1883-х годах на средства Флора Яковлевича Ермакова, сестра которого была монахиней и жила в монастыре, была построена трапезная храма. На его же средства был сильно поновлён и сам храм Успения Пресвятой Богородицы. Над карнизами храма и апсидами появились мелкие кокошники, шатёр был обшит железом, расширены старые и пробиты новые окна. С западной стороны, на месте приделов 18 века, архитектором Эллингом выстроен большой двухэтажный корпус для трапезной, с церковью Всех Святых и богадельней. В 1871-1890 годах реставраторами под руководством С. П. Орловского храму был возвращён его первоначальный облик.
Успенская шатровая колокольня — построена в 1692 году возле Успенского собора. Высота колокольни составляет сорок метров. Массивный куб – основание колокольни, четверик, остаток от древнего храма 14,5 на 14,5 метров. Шатёр с 5 ярусами звона и 32 окошками-слухами. Внутри пол верхнего яруса опирается на своды и столп, в котором выложена винтовая каменная лестница. Сейчас на колокольне находится колокол «Пимен», поднятый в 1990-х годах, весом в 400 пудов (6400 килограмм). Наречён так в честь покойного Пимена (в миру – Извекова Сергея Михайловича, 1910-1990) – патриарха Московского и всея Руси с 1971 года.
Архиерейские палаты — были возведены при архиепископе Никите (1682-1704 года) с домовой церковью Преподобного Сергия Радонежского, с переходом (разрушенным в советское время) в другую, холодную Троицкую церковь. В писцовых книгах 16 века архиерейские палаты упоминаются уже как каменные. По описаниям архитектора Ивана Мичурина, составленых в 1734 году, в «верхнем апартаменте» на тот момент располагалось 16 палат, четверо сеней и 2 чулана. В «нижнем апартаменте» было 14 палат, в том числе одна «приспешная», да две житенные, 7 сеней, 1 чулан и одна кухня. Уже в наше время восстановлен древний облик и интерьеры архиерейских палат. В северном конце корпуса в нижнем этаже располагались две одностолпные палаты. Вторую с севера «крестовую» палату второго этажа занимала домовая Благовещенская церковь. Ремонт в палатах был проведён в 1742 году. Более серьёзной перестройке они подверглись после пожара 1777 года. Перестройка фасадов и интерьеров велась под руководством архитектора графа Шереметьева, Алексея Миронова. Древнерусские формы здания уступили место классическим. После устройства в зданиях архиерейского двора Ново-Голутвина монастыря корпус был занят кельями братии и архимандрита. В 1816 году часть помещений первого этажа была предоставлена бурсе – общежитию для учащихся при семинарии. Благовещенская церковь была упразднена. В 1823 году на месте разобранного парадного крыльца и лестниц была выстроена кирпичная домовая церковь Преподобного Сергия Радонежского Чудотворца, (позднее освящена во имя Покрова Божией Матери) с приделом Преображения Господня.
Покровская церковь Ново-Голутвина монастыря — построена одновременно с Архиерейским дворцом в 1680-е годы. С юга к четверику церкви примыкает небольшой придел. Окна были значительно меньше нынешних; в решётки оконниц вставляли слюду, поэтому внутри царил рассеянный полумрак. Главы храма были покрыты блестящими поливными изразцовыми плитками, а кровля основного корпуса состояла из серой черепицы. В 1770-1780-е годы архитектором М. Ф. Казаковым создаётся проект перестройки всего подворья, главное место в котором отводилось Покровской церкви. Храм одевается «готическим» декором, пытаясь перенести в Россию стиль европейского средневековья. Четверик перекрыт глухим сводом, его венчает декоративная главка, обычная для 18 столетия. Изнутри храм тоже изменился. Расширились его окна, своды трапезной заменил прямой потолок.
Крестовоздвиженская церковь — Деревянную Крестовоздвиженскую церковь в 1764 году сменила каменная. В 1832-1837 годах она перестроена, на средства сестёр коломенских купеческих жён Марии Кирилловны Шараповой и Неониллы Кирилловны Колесниковой. Было изменено архитектурное убранство в стиле ампир. Здесь с 1790 по 1825 годы хранился список с иконы Донской Богоматери – главной святыни города. В церкви два престола: отапливаемый Воздвижения Честного и Животворящего Креста и над ним холодный, Святителя Николая Мирликийского.
Воскресенская церковь — по преданию, в первом каменном храме, который здесь стоял ещё в XIVв., венчался Дмитрий Донской с суздальской княжной Евдокией. Кирпичное здание, которое мы можем увидеть сегодня, было построено в первой половине XVIв., и принадлежало к типу четырехстолпных крестовокупольных церквей с тремя апсидами. В 1786г. оно было реконструировано и частично перестроено. Прежние перекрытия были заменены сомкнутым сводом с люкарнами, расширены старые и пробиты новые окна, фасады оштукатурены и обработаны в формах позднего барокко. От первоначального убранства под штукатуркой по верху четверика и апсид сохранились остатки терракотового фриза с растительным орнаментом. В XIXв. к зданию пристроили новое крыльцо и трапезную в стиле классицизма, интерьер расписали масляной живописью. От колокольни XVIIIв. сохранился только нижний ярус.
Все достопримечательности Коломенского кремля можно посмотреть здесь.
Музей Коломенская пастила — открыт в 2009 году. Пастила — это старинное русское лакомство, ставшее символом Коломны XVIII-XIX столетий. Пастила изготавливалась из взбитого яблочного пюре, с добавлением сахара, меда, яичных белков, ягод, орехов. Музей располагается в старом доме знаменитого рода купцов Сурановых, построенном в конце XVIII века.
Музей Кузнечная слобода — частный музей кузнечного мастерства и народных ремесел. Экспозиция музея состоит из кованых, литых и деревянных изделий разных эпох и основана на коллекции Ильи Георгиевича Лебедева. Начало коллекции было положено около 20 лет назад и на данный момент она насчитывает более семи тысяч экспонатов. Экспозиция музея позволяет ознакомиться с рабочим местом деревенского кузнеца, содержит оружие и доспехи воинов прошлых веков, принадлежности для рыбалки и охоты, кованые предметы домашнего обихода, многие из которых давно позабыты. А также узнать, как и чем раньше строили избы и возделывали землю, из чего состояла конская упряжь и многое другое о жизни наших предков.
Памятник Паровоз Л-0012 — первый советский магистральный грузовой послевоенный паровоз, спроектированный и построенный на Коломенском заводе. Является одним из лучших и массовых советских паровозов, который мог эксплуатироваться на всей сети железных дорог Советского Союза. Одним из создателей паровоза был Лев Сергеевич Лебедянский, выдающийся советский инженер-локомотивостроитель. В память о Лебедянском на доме № 330 по улице Октябрьской революции, в котором он прожил последние двадцать восемь лет своей жизни, была укреплена мемориальная доска. Расположенный рядом бульвар был назван его именем.
Старо-Голутвин монастырь — мужской православный монастырь Русской православной церкви на окраине Коломны. Ряд зданий монастыря занимает Коломенская православная духовная семинария. Монастырь возник в результате подвижнической деятельности Сергия Радонежского. В соответствии с житием преподобного Сергия Радонежского, написанным Епифанием Премудрым, считается, что монастырь был основан в 1385 году. Данный документ указывает, что монастырь был основан по велению святого благоверного князя Дмитрия Донского преподобным Сергием Радонежским и его учеником, преподобным Григорием. Предание утверждает, что преподобный Сергий сам лично участвовал в закладке, строительстве и освящении первого монастырского храма — Богоявленского собора. Сегодня в подклете Богоявленского храма монастыря можно видеть остатки первоначального фундамента храма, называемые «камушки преподобного». По преданию, когда возникла нужда в колодце, преподобный Сергий указал братии место на территории монастыря, где вскоре забил источник. В связи с набегами татар устроение монастыря на реке Ока имело и значение укрепляющего звена в оборонительном поясе монастырей. Это в свою очередь послужило будущему развитию и упрочению обители.
Церковь Николая Чудотворца — построен в XVII-XVIII веках, является одной из древнейших церквей в Коломне. Сейчас это действующий старообрядческий храм, обильно отделаный кирпичной резьбой. Его верх украшают 105 кокошников и «пучковое» пятиглавие. Неизвестный зодчий всеми способами стремился сообщить своей постройке вертикализм и лёгкость. Нижний уровень куба облегчён ложной аркадой, верхний прорезан круглыми оконцами в обрамлении плоских геометрических узоров – ромбов и вертикальных тяг, имитирующих пилястры. Декор дополняют пинакли и стилизованные кокошники в основании барабана. Расположен напротив музея пастилы.
Церковь Михаила Архангела — построен примерно в середине XIV века. К XVI века сложился комплекс из двух храмов: Чуда Архангела Михаила в Хонех и Собора Архистратига Михаила. К тому времени в стене деревянной крепости Коломны между Маринкиной и Грановитой башнями уже были проездные ворота, получившие именование Михайловских, а слободку, раскинувшуюся у подножия кремля напротив них стали называть Михайловской (реже Архангельской). После Смутного времени храм пришел в запустение. В 1700 г. иждивением приходских людей была построена каменная церковь Михаила Архангела с приделом Трёх Святителей.
Бобренев Богородице-Рождественский монастырь — основан в 1381 году сразу после Куликовской бытвы. Монастырь также являлся и сторожевой крепостью. Называние получил честь Дмитрия Волынянина (по прозвищу Боброк), бывшего одним из воевод русского войска в Куликовской битве. Именно с Боброком перед битвой ездил князь Дмитрий в чистое поле за приметами. Современный вид монастырь приобрёл в 18 веке. Сейчас он действующий, мужской.
Церковь Зачатия Иоанна Предтечи в Городищах — Расположена в пригороде Коломны – в поселке Городищи (3 км от кремля). Это самый древний храм не только в Коломне, но и во всей Московской области. Его постройка относится к XIV веку, и до нашего времени храм сохранился практически в первозданном виде.
Троицкая церковь — построен в 1891—1900 гг., расположен в Щурове напротив центра Коломны. Основной храм освящён в честь Пресвятой Троицы, приделы — Введения во храм Пресвятой Богородицы и святителя Николая Чудотворца.
Музей Школа Ремёсел — Изба 19 века, в которой возможно познакомиться с народным бытом, с народной обрядовой куклой, историей лаптя. Проводятся экскурсии, интерактивные тематические программы, дни рождения детей и многое другое.
«Памятник Водовозу» — открыт 6 сентября 2012 годв. Он представляет собой скульптурное изображение представителя профессии, некогда очень важной и популярной в Коломне. Место установки памятника выбрано неслучайно — это выходящий на набережную реки Москвы Водовозный переулок, по которому традиционно возили в бочках воду с Москвы-реки, снабжая ею всю старую Коломну. Композиция представляет собой собственно водовоза с лицом известного телеведущего Л. Якубовича, его (т.е. водовоза) основные орудия труда: бочку и черпак, а также сидящую рядом с основным персонажем собаку, которая пристально глядит в глаза хозяина.
Материалы взяты с сайтов: