Музей-усадьба В.Э. Борисова-Мусатова в Саратове
Известный художник В.Э. Борисов-Мусатов жил в Саратове, на улице Вольской, дом 33. Сейчас в этом доме музей его имени.
История семьи Мусатовых.
Виктор Борисов-Мусатов родился в Саратове 2 (14) апреля 1870 года в семье Эльпидифора Борисовича и Евдокии Гавриловны Мусатовых. Тогда родители известного художника жили в особняке генерала А. Шахматова на Аничковской улице (сейчас ул. Рабочая), они служили камердинером и горничной. Через шесть лет Эльпидифор Борисович оставил место в генеральском доме и устроился служащим в Управление Рязано-Уральской железной дороги.
В том же, 1876 году в семье появляется второй ребенок – сестра Агриппина. И Мусатовы переезжают в собственный дом на улицу Вольскую, 33, имевшую в те времена еще один адрес Плац-парад, 13. А в 1883 году у Виктора появляется ещё одна младшая сестра — Елена.
Домик, в котором поселились Мусатовы, был одноэтажным и деревянным. За ним начинался сад, где росли сирень и вишни. Окна детской комнаты и столовой выходили в сад, две другие были обращены на восток, в сторону старой площади.
Улица Вольская заканчивалась у Волги, и по воспоминаниям Александра Федорова, товарища детских лет Мусатова, мальчишки часто на лодках переправлялись на волжские острова, где было настоящее для них раздолье. Один из островов называли Зелёным, и в своем дневнике Мусатов писал: «Он был для меня чуть ли не «таинственный остров», я знал только один его ближайший берег. Он был пустынен, и я любил его за это. Там никто не мешал мне делать первые робкие опыты с палитрой…».
Учась в школе-студии при Саратовском обществе любителей изящных искусств, Виктор постоянно делал карандашные наброски, зарисовки, тщательно подписывая свои работы. Дом и сад давали для этого богатую пищу: деревянные дворовые постройки, домашняя живность, уголки интерьеров, домочадцы, ничто не оставалось без внимания.
В 1891 году Мусатов уехал учиться в Московское училище живописи ваяния и зодчества. После его отъезда, дом претерпел изменения, и усадьба приобрела облик, который во многом сохранился и до наших дней. Маленький дом был надстроен вторым этажом, и обложен красным кирпичом. Он приобрел вид типичный для городского дома, принадлежавшего мещанскому сословию. А в глубине сада был построен уютный деревянный флигель. Туда после смерти отца переселились Мусатовы. Дом же стали сдавать жильцам, чтобы хоть как-то свести концы с концами.
Борисов-Мусатов также искал себя в искусстве фотографии. У него была способность фиксировать идеи, зыбкие впечатления, ассоциации с четкостью и быстротой, неподвластной традиционным средствам графики. Художник желал иметь возможность не просто воскресить в памяти творческую идею, возникшую когда-то, но воссоздать ее во всех подробностях, не упуская ни единой детали. Он приобрел камеру «Кодак», которая и по сей день хранится в доме-музее. Первые фотографические опыты начались еще в парижский период, в это время художник вёл фотодневник, закрепляя знания. Работы с фотографией продолжились уже в родном городе, где Борисов-Мусатов начал снимать портретные этюды. Моделями часто избирались близкие художника: сестра Елена, знакомые девушки, их подруги. Часть этих фотоэтюдов послужила основой для живописных и графических произведений.
Посвятив себя творчеству, Виктор добавил к своей фамилии имя своего дедушки. Борис Александрович Мусатов был незаурядной личностью. И его имя художник присоединил в качестве первой фамилии к своей родовой, отсюда двойная фамилия мастера — Борисов-Мусатов.
Виктор Эльпидифорович жил и работал во флигеле, приезжая на лето из Москвы и Парижа. Здесь он поселился в 1898 году, вернувшись из Франции, и прожил до осени 1903 года, вплоть до своего окончательного отъезда из Саратова.
Сюда приходили немногие, но дорогие для художника друзья: музыкант М.Е. Букиник, старинные приятели Захаровы и Корнеевы, семейство Добошинских, чета Станюковичей, молодые Павел Кузнецов, Пётр Уткин, Кузьма Петров-Водкин, готовившиеся вслед за Мусатовым посвятить себя искусству.
Уютный сад, поддерживаемый руками сестёр, повлияли на творчество художника. К этому добавилась обворожительная Зубриловк — старинная усадьба Голицыных-Прозоровских в Балашовском уезде Саратовской губернии, столь любимая Мусатовыми.
В декабре 1903 года В.Э. Борисов-Мусатов окончательно уехал в Подольск. Дом, сад и флигель перешли к новому хозяину некоему господину Генриху Генриховичу Боксбергеру. В 1912 году друг Виктора Борисова-Мусатова, художник Павел Кузнецов, с разрешения нового владельца, сделал уникальные фотографии Мусатовского сада и флигеля.
По заказу Боксбергера был сделан документ, сейчас хранящийся в научном архиве Радищевского музея — это великолепно выполненный при помощи пера, акварели, чернил и чертежных инструментов план домовладения по ул. Вольская, 33 от 19 апреля 1914 года. На плане указан и дом, и флигель, и хозяйственные дворовые постройки, дошедшие до наших дней, а также видно, каким же был частично утраченный сейчас сад. На плане заметно, что со временем утраты понес и двухэтажный дом. Когда-то с южной его стороны была деревянная веранда, выходящая во двор.
История создания музея В.Э. Борисова-Мусатова.
В смутные времена Боксбергер покинул дом, здесь появились новые хозяева, которые не следили за сохранностью дома и памятью о прошлых владельцах. В 1919 году саратовская пресса сообщала о намерении секции изобразительного искусства организовать музей нового искусства имени В.Э. Борисова-Мусатова. В 1922 году в «Известиях саратовского совета» публикуется заметка «Памятный домик В.Э. Борисова-Мусатова», в которой идёт речь о создании во флигеле мемориального музея. Инициатором этого была средняя сестра живописца Агриппина Эльпидифоровна Немирова, в девичестве Мусатова. И этому способствовало внесение флигеля и двухэтажного дома в список памятников истории и культуры Саратовской губернии. Это произошло в середине 1920-х годов. Краеведы и сотрудники музея имени А.Н. Радищева, а также инспекторы по охране памятников А.В. и В.В. Леонтьевы собрали в период с 1920-х по 1950-е года фотографии Мусатовского флигеля.
Но музею не суждено было открыться в 20 веке. В 1930-е годы имя живописца было официально предано забвению, его творчество приравняли к «буржуазному и декадентскому», а во флигеле и главном доме расположились коммунальные квартиры. Рядом была построена крупная промышленная фабрика по производству мебели, в результате был уничтожен квартал старой застройки и красивый Мусатовский сад.
Только в 1970-х годах к имени художника возвращается интерес. В 1973 году в Москве и в Саратове прошли крупные выставки его работ. Чуть позже, во флигеле, обосновались со своими мастерскими художники, чтобы флигель «охраняемый государством», действительно был под постоянным присмотром.
Но речи о музее ещё не шло. Только в 1984 году флигель был передан на баланс музея имени А.Н. Радищева, и зашла речь о его реставрации.
Восстановление дома то начиналось, то прерывалось, и окончательно музей был открыт только в 2000 году, в год 130-летия рождения В.Э. Борисова-Мусатова. Но сейчас сотрудники музея и все поклонники творчества художника ждут момента, когда и главный дом Мусатовых также станет частью музея. Недавно из дома отселили всех жильцов из коммунальных квартир.
Художник Павел Кузнецов, тоже житель Саратова, называл дом «прекрасным и удобным для вдохновения». В самой большой и светлой комнате флигеля находилась мастерская, где Борисовым-Мусатовым были созданы такие творения, как «Майские цветы», «Гармония», «Гобелен», «Водоем», «Изумрудное ожерелье» и другие. Из окна мастерской открывался чудесный вид на сад, в котором росли вишни, сирень лучших сортов, тополя, маки, кадка с экзотической агавой. Множество пейзажных этюдов написано Мусатовым именно в этом садике.
Использованы материалы с сайтов:
www.radmuseumart.ru
www.oldsaratov.ru
www.holotricha.rssing.com
Дом-музей Павла Кузнецова « Апограф. Мир вокруг нас, интересные коллекции, рестораны и кафе says:
[…] крупного художественного музея, знакомство и дружба с Виктором Борисовым-Мусатовым, обучение в профессиональной рисовальной школе у […]
usadba_chernyshevskogo « Апограф. Мир вокруг нас, интересные коллекции, рестораны и кафе says:
[…] Музей-усадьба В.Э. Борисова-Мусатова в Саратове […]