Усадьба «Архангельское»
Бывшая загородная резиденция Голицыных и Юсуповых сейчас является одним из излюбленных мест молодожёнов. Гуляя по территории усадьбы невольно погружаешься во времена дворянства.
История усадьбы Архангельское
Первое летописное упоминание об Архангельском относится к 1537 году. В разъездной грамоте звенигородских писцов того года указывается несколько слов о селе Уполозы. Именно это село находилось на месте будущей усадьбы, и принадлежало московскому дворянину А.И.Уполоцкому.
В начале XVII века, после долгой польской интервенции, и «великого голода», подмосковные опустевшие деревни и села продавались многими владельцами просто за бесценок. Уполозы также сменили хозяев, они были куплены у вдовы старого вотчинника братьями Киреевскими. Их недолгое владение закончилось в середине XVII века, когда владельцем уже числился боярин Фёдор Иванович Шереметев. В писцовой книге Московского уезда от 1646 года указано, что данная территория числится «за боярином Федором Ивановичем Шереметевым село Уполозье, Архангельское тож на реке Москве, а в селе церковь древянная… да 6 дворов…».
Вскоре, село снова сменило владельцев, перейдя от Шереметева по родству к Одоевским, а в 1681 году к Черкасским. Они владели селом вплодь до 1703 года.
В 1660-х годах на месте ветхой деревянной церкви строится каменная церковь Михаила Архангела. Сейчас это единственная постройка старой усадьбы, дошедшая до нашего времени. Каменная церковь Михаила Архангела дала новое имя селу Уполозы — Архангельское.
В 1703 году Архангельское стало принадлежать роду Голицыных. Усадьбу купил Дмитрий Михайлович Голицын, известный государственный деятель начала XVIII века. Нового владельца не устраивал старый боярский двор с рублеными хоромами допетровского времени из трех небольших светлиц, а также не приметные деревянные строения вокруг усадьбы.
Строительство нового дома князь Д.М.Голицын начинает вдали от старой усадьбы, на месте будущей верхней террасы парка. Таким образом, появляется дом из «брусчатого леса», внутри которого было тринадцать покоев и зал с камином на заморский манер. В новый дом также перевозится библиотека князя, которая являлась одним из крупнейших книжных собраний России начала XVIII века. Также обустраивается и территория усадьбы: разбивается «французский сад» напротив дома.
Зимой 1737 года Голицын был арестован и сослан в Шлиссельбург. Дом опустел, превратившись снова в рядовое подмосковное село. И только спустя 50 лет, уже внук известного князя, Н.А.Голицын, затеял строительство большого дворцово-паркового ансамбля. В 1780 году он заказывает в Париже проект дворца для Архангельского. Автором проекта становится французский архитектор де Герн. Но его проект, взятый за основу, в процессе строительства был подвергнут существенным изменениям.
При Н.А.Голицыне Архангельское переживает строительный расцвет. Помимо начала строительства Большого дворца, начинается сооружение двух оранжерейных флигелей на высоком берегу над Москвой-рекой. В конце большого партера по его сторонам устанавливаются оранжереи. Строятся придворцовые флигеля, а также двойные колоннады, соединившие дворец с флигелями. По проекту итальянского архитектора Д.Тромбаро сооружаются парковые террасы, спускающиеся к зеленому ковру большого партера. По описи строений села Архангельского за 1810 год, было: 14 львов, 4 собаки, 28 бюстов, 2 гладиатора.
После смерти Н.А.Голицына в 1809 году его вдова Мария Адамовна решила продать усадьбу. Отрывок из купчей указывает: «1810 года августа 29 дня оставшееся после покойного князя Н.А.Голицына недвижное имущество в Звенигородском округе села Архангельское с деревнями… мужского пола 350 душ с женами и с новорожденными детьми и принадлежащей к ним селениями землей и со всеми угодьями и со всяким господским и крестьянским строением куплено… князем Николаем Борисовичем Юсуповым ценой в 245 000 рублей…»
Князь Н.Б.Юсупов был известен как большой коллекционер и любитель искусств. Именно при нём был достроен дворец, заложенный ещё при прежнем владельце. А в 1790-х годах перед дворцом были устроены две террасы (нижняя и верхняя) с мраморными балюстрадами. Здесь же были разбиты цветники, балюстрады украшены вазами, статуями, бюстами античных богов, героев и философов.
В 1814 году князь Н.Б.Юсупов возглавил Экспедицию Кремлевского строения, способствуя возрождению древней столицы после пожара 1812 года. Он был хорошо знаком с лучшими московскими архитекторами. Архангельское также сильно пострадало от французского присутствия. По приглашению князя, в усадьбе работали такие известные зодчие, как О.И.Бове, И.Д.Жуков, С.П.Мельников, Е.Д.Тюрин, В.Г.Дрегалов, М.М.Маслов. Также стоит выделить талантливого крепостного архитектора Василия Яковлевича Стрижакова. В 1817 году по проекту архитектора С.П.Мельникова и под руководством В.Я.Стрижакова была построена въездная арка и пространство между Большим домом и флигелями превратилось в замкнутый Парадный двор. Над дворцом был возведён бельведер, украшенный коринфскими колоннами.
Во время летнего визита в Архангельское в 1818 году императора Александра I был торжественно открыт Театр, ставший одним из самых известных усадебных театров России. А в 1819 году был перестроен малый дворец «Каприз» и возведён храм-памятник императрице Екатерине II. Окончательно ансамбль усадьбы принял свой современный облик после перестройки парка, проводившейся архитектором В.Г.Дрегаловым в 1829—1830 годах. Архитектор переделал подпорные стены верхней и нижней террасы, построил над обрывом к Москве-реке две беседки и новые оранжереи.
После смерти князя Н.Б.Юсупова, всё его наследство достаётся ему сыну — князю Борису Николаевичу Юсупову (1794 — 1849). При нём Архангельскому уже не уделятся столько времени и средств, многие произведения живописи и скульптуры перевозятся в Юсуповский дворец в Санкт-Петербурге. Но несмотря на видимое запустение, Архангельское привлекало современников. А.И. Герцен, посетивший усадьбу в те годы, писал: «Я до сих пор люблю Архангельское. Посмотрите, как мил этот маленький клочок земли от Москвы-реки до дороги… гордый аристократ собрал тут растения со всех частей света и заставил их утешать себя на севере; собрал изящнейшие произведения живописи и ваяния и поставил их рядом с природой, как вопрос: кто из них лучше?..».
Новый этап в жизни Архангельского начался с переходом имения к внуку Н.Б.Юсупова князю Николаю Борисовичу Юсупову-младшему (1827-1891). Высоко ценя память об именитых предках, в середине 1880-х годах князем был издал двухтомный труд «О роде князей Юсуповых».
В 1860 годах недалеко от Архангельского императорская семья купила имение Ильинское, дорога к которому прошла через княжеские земли. Столетие спустя на ее месте возникло Ильинское шоссе, окончательно отделившее территорию музея-усадьбы «Архангельское» от значительной части бывшего имения Юсуповых.
Последними владельцами Архангельского стали правнучка Н.Б.Юсупова Зинаида Николаевна Юсупова (1861 — 1939) и ее супруг — граф Феликс Феликсович Сумароков-Эльстон (1856 — 1928). На рубеже XIX — XX веков Архангельское стало художественным центром. В 1903 году в парке близ дворца по проекту Н.В.Султанова была устроена Пушкинская аллея — скульптурный мемориал в честь великого поэта, не раз бывавшего в Архангельском.
К 1918 году, за год до революции, на месте Житного двора было завершено строительство усыпальницы князей Юсуповых (архитектор Р.И.Клейн).
После Октябрьской революции в усадьбе был создан музей, были реконструированы интерьеры, также были возвращены многие произведения живописи и восстановлен интерьер библиотеки.
Режим работы и стоимость билетов: www.arhangelskoe.su .
Схема проезда: www.arhangelskoe.su .
Достопримечательности усадьбы Архангельское
Дворец – В 1780 году князь Н.А.Голицын заказал в Париже проект дворца для Архангельского. Автором проекта являлся французский архитектор де Герн. Но его проект, взятый за основу, в процессе строительства был подвергнут существенным изменениям. В итоге, дворец был построен в стиле зрелого классицизма. Симметричность композиции подчеркнута бельведером и центральным четырехколонным портиком ионического ордера. Противоположный, южный фасад дворца с выступом Овального зала украшенный ионическими колоннами, обращён к парку, террасами спускающемися к Москве – реке. Строительство с отделкой было окончательно завершено уже при Н.Б.Юсупове в 1812 году.
Церковь Михаила Архангела — построена на месте старой деревянной церкви по заказу боярина Я.Н.Одоевского в 1667 году на возвышенности над старицей Москвы-реки. Является самым древним каменным строением в Архангельском. Одноглавый храм с приделами декорированный рядами кокошников, взбегающих к крытым лемехом главкам с золотыми крестами. Каменная церковь Михаила Архангела дала новое имя селу Уполозы — Архангельское.
Малый дворец «Каприз» — построен в конце XVIII века, и изначально являлся одноэтажным отдельно парковым павильоном. В 1818-1819 был надстроен ещё один этаж. При князе Н.Б.Юсупове, при котором Архангельское переживало наибольший расцвет, в роскошно декорированном малом дворце висело много картин. Но после смерти князя, при его сыне, помещения здания сдавались в аренду, в связи с большими долгами Юсуповых. Перед малым дворцом находилось 35 скульптур, вазы и различные бюсты. В 1840-х годах они были перенесены на верхнюю террасу.
Храм-усыпальница Юсуповых — бесстолпный храм с купольной ротондой, на подклете, с четырехколонными портиками в антах, построен на месте Житного двора в 1910-1914 году архитектором Р.И.Клейном. Это монументальное, увенчанное куполом здание с гранитными крыльями колоннад. Лепка и ярко-синие с золотом росписи выполнены под руководством художника И.И.Нивинского. Строился храм как усыпальница рода Юсуповых, но по назначению никогда не использовалось. В связи с революционными событиями в России, потомки знаменитого рода уехали за границу.
Храм памятник Екатерине II — построен в 1819 году под руководством архитектора Е.Д. Тюрина и скульптора Ж.-Д. Рашетта. Храм-памятник выполнен в стиле античного портика. Императрица Екатерина II представлена в виде богини правосудия Фемиды. За спиной фигуры — строки торжественного посвящения из поэмы Тарквато Тассо «Освобожденный Иерусалим»: «Ты, которой послало небо и даровала судьба желать справедливого и достигнуть желаемого».
Розовый фонтан — беседка, построенная в середине XIX веке. Ротонда представляет из себя четыре колонны из розового мрамора, увенчанные легким куполом с росписью флоральными мотивами. В центре строения находится скульптурная группа «Амур с лебедем». Скульптура, как и многие скульптуры в Архангельском, находится за стеклом. Вокруг ротонды разбиты клумбы с цветами.
Кладовая над оврагом — здание построено в конце XVIII века. Представляет из себя двухэтажное здание с арочным проёмом над дорогой по дну оврага в пейзажной части парка Архангельское. В 1816 году над центром сооружения была выстроена деревянная башня. В 1824 году кладовая была перестроена архитектором О.Бове.
Сегодня здесь находится лекционный зал, проходят научные конференции, концерты и выставки.
Использованы материалы с сайтов: