Рогожская старообрядческая община

После церковной реформы XVII века, православная церковь раскололась, как это произошло?

Почему Москва — Третий Рим?

Все мы знаем, что христианство было принято Русью в 988 году, и пришло оно к нам из Византии, где на тот момент находился центр Православия. С тех пор, в Русь из Константинополя направлялись метрополиты для управления Русской Церковью. И в Византии находился Патриарх. В 1439 году во Флоренции (Италия) был созван церковный собор по вопросу соединения церквей — западной и восточной. Этого соединения желали византийский император и патриарх для того, чтобы заручиться помощью от римского папы в борьбе против турок, все более теснивших Византию. На Флорентийском соборе была принята уния (союз), по которой папа признавался главою обеих церквей: католической и православной, причем православная должна была признать и католические догматы. За православной церковью сохранялись лишь ее богослужебные обряды. На собор во Флоренцию прибыл и московский митрополит Исидор, грек, присланный незадолго перед собором константинопольским патриархом. Он открыто примкнул к унии. По возвращению митрополита Исидора в Москву состоялся собор русского духовенства, который нашел действия митрополита неправильными, и он был низложен с кафедры митрополита. После чего собором русских епископов был избран в митрополиты архиепископ рязанский Иона, который был поставлен в 1448 году уже без утверждения константинопольского патриарха. С этого времени русские митрополиты стали избираться собором русского духовенства самостоятельно, без утверждения и хиротонии византийским патриархом. Таким образом русская церковь приобрела независимость от греческой.

При митрополите Ионе также произошло отделение юго-западной русской церкви от северо-восточной. Литовские князья с неудовольствием смотрели на зависимость духовенства и населения их земель от московского митрополита. По их настоянию в Киеве была учреждена особая митрополия. Митрополит киевский продолжал назначаться константинопольским патриархом.
Так образовались две русские митрополии: одна управляла северо-восточной частью России, другая — юго-западным краем. Юго-западная церковь подпала под влияние католичества. Русская же православная церковь на северо-востоке России с центром в Москве, церковь независимого, сильного, крепнущего государства, сохранила чистоту православия.

С момента захвата Византии турками, главной православной страной стала Русь. Константинопольский патриарх Иеремия, рукоположивший в Москве первого патриарха Иова, подписал «Уложенную» грамоту об учреждении патриаршества в России, в которой обращается к Московскому Царю с таким заявлением: «Так как ветхий Рим (столица Италии) пал от аполинариевой ереси, а второй Рим, Константинополь, находится в обладании безбожных турок, то твое, благочестивый царь, великое Российское царство, Третий Рим, превзошло благочестием все прежние царства; и все благочестивые царства соединились в твое царство, и ты един теперь именуешься христианским царем во всей вселенной». Это «Уложение» было внесено в каноническую книгу Русской Церкви — Кормчую (листы 15 и 26) и стало исповеданием всего русского народа. Последний благочестивый московский патриарх Иосиф такими словами засвидетельствовал царю Алексею Михайловичу это всеобщее верование: «Русская Церковь сияет аки столп до небеси, никогда непоколебима и нерушима, право и истинно, якоже изначала приняла Божественный устав.»

История образования русской православной старообрядческой церкви

Одним из следствий богослужебной реформы, предпринятой Патриархом Никоном и Царём Алексеем Михайловичем, стал раскол в Русской Церкви. Реформы происходили под влиянием греков и греческой православной церкви, которая на тот момент уже сильно отличалась от русской.

Главных изменений  коснулись богослужения, где произошла унификация русских текстов с греческими. Принятые в Московском государстве формы совершения таинств, священнодействий, молитв были изменены, отменены либо даже подвергнуты анафеме соборным судом Церкви. Всё это произошло под влиянием внешних и внутриполитических факторов, и не было принято многими в Русской Церкви.

В результате этого, на тех, кто не принял новые реформы, начались страшные гонения со стороны государства. Среди старообрядцев также не было единства. Они разделились на «поповцев» и «беспоповцев». Первые сохранили все православные обряды, таинства, и священников. Более радикально настроенные староверы решили, что священство при «господстве Антихриста» погибло, и в нем уже нет необходимости. Такие раскольники отменили большинство церковных таинств, за исключением крещения, и внешне стали похожи на протестантов. Жизнью их общин руководили опытные наставники. Беспоповцы разделились на множество мелких толков и согласий, образовав секты. Себя они обычно называют именно «староверами». Тем не менее, в русском языке понятия «старовер» и «старообрядец» давно считаются синонимами.

Государство агрессивно боролось с старообрядцами, в тюрьмах и ссылках было множество церковных деятелей. Тогда в старообрядческой среде было принято решение образовать старообрядческую епископскую кафедру за пределами России. Таким образом, в Белой Кринице было положено начало старообрядческой иерархии, и ряд новопоставленных архиереев и иереев появился в пределах Российской империи. Произошло это в 1846 году, в Белокриницком монастыре (в середине XIX века село Белая Криница (рум. Fântâna Albă), относилось к Австрийской империи (впоследствии Австро-Венгрия), затем — к Румынии.

В 1853 году была создана Московская старообрядческая архиепископия вблизи Рогожского старообрядческого кладбища, ставшая вторым центром белокриничан.

Рогожская Старообрядческая община

Образование старообрядческой Рогожской общины относится к 1771 году. В тот год в Москве была страшная чума, во время которой московские старообрядцы внесли большой вклад в борьбе со страшной болезнью. И Екатерина вторая пожаловала старообрядцам территорию, на которой они могли похоронить своих единоверцев. Также императрийца разрешила построить здесь храмы, после чего вокруг стали селиться старообрядцы, так образовался посёлок.

Храмы и Соборы, а также рогожское кладбище московского старообрядчества всегда отличалось своим богатым убранством. Это связано с тем, что к нему принадлежали богатые купцы и фабриканты.

staroobrjad_obchina25

В середине 19 века старообрядцы стали подвергаться гонениям, в результате чего, в 1856 году в Рогожской общине были прекращены богослужения, все церкви были опечатаны. Только в 1905 году церковные службы были возобновлены и продолжаются и поныне. Рогожская община также смогла выдержать гонения, которым подвергалась церковь в 20-30-е годы прошлого столетия.

Главным кафедральным храмом рогожской общины является Покровский Собор, строительство которого относится к 1790-1792 годам. Сооружён он был архитектором Казаковым. Стены внутри расписаны в древнерусском стиле. Здесь до сих пор находятся редкие старинные иконы.

Церковь-Кокольня Воскресения Христова была построена в 1906-1912-х годах по проекту архитектора Горностаева. Колокольня впечатляет своими размерами, и она всего на 1 метр ниже Колокольни Ивана Грозного в Кремле, высота её составляет 80 метров. На фасаде колокольни изображены райские птицы.

Материалы взяты с сайтов:

http://lib.rus.ec/

 http://klintsy-portal.ru/

 

« »

Комментарии к записи

Вам нужно войти что бы оставлять комментарии.