Кострома

Основание Костромы относится к 1152 году, когда через 5 лет после основания Москвы здесь побывал Юрий Долгорукий.

История Костромы

Существуют две популярные версии появление названия города. По одной из них, имя города происходит от финно-угорского «кострум», что означает «крепость». По второй название города происходит от древнего языческого славянского праздника Костромы, занимавшего видное место в цикле летних ритуальных игрищ в честь всесильного бога солнца Ярилы. Костромой звали соломенную куклу, которую в летнее время носили хороводом девушки, пели ей обрядовые песни, а затем несли к реке, топили ее в воде или сжигали на костре. Праздник похорон Костромы был одним из главных в цикле летних народных гуляний. Предполагают, что под видом похорон Костромы — соломенного чучела, сохранялся в народе древний обычай весеннего жертвоприношения Яриле. Церковь жестоко преследовала подобные празднества. Но, несмотря на все запреты церкви, праздники в честь Ярилы справлялись в Костроме и некоторых городах современной Костромской области до конца XVIII века. В 1771 году святейший Синод окончательно запретил ежегодно справляемые в Костроме празднества в честь Ярилы, грозя отлучением от церкви и отказом в погребении. Однако в самой Костроме, Галиче, Нерехте летние празднества называли по старой привычке до самого начала XX века «яриловками», а неподалеку от этих городов сохранялись еще долго березовые вековые рощи, некогда посвященные Яриле и ставшие в поздние времена излюбленными местами летних народных гуляний.

img_4327

Набережная Волги

Кострома была основана в 1152 году суздальским князем Юрием Долгоруким. Первое упоминание о городе в летописях относится к 1213 году. Из источников известно, что между сыновьями великого владимирского князя Всеволода III «Большое гнездо» происходили распри. Всеволод III при разделе земель между своими сыновьями младшему из них Юрию отдал владимирский престол, в то время как старшему Константину достались Ростов и пять других городов: Белоозеро, Угличе Поле, Ярославль, Кострома, Галич Меряжский. Ростовский князь Константин сжег принадлежавшую его брату — владимирскому князю Юрию — Кострому, отведя пленных жителей города в удельный Ростов. После чего, только что восстановленная Кострома, в тридцатые годы XIII века, вновь была сожжена, уже войсками Батыя, который разорил все волжские поселения «до Галича Мерьского».

После 1239 года город снова был восстановлен, это произошло при великом князе владимирском Ярославе Всеволодовиче, который отстроил здесь деревянную церковь в честь святого патрона Федора Стратилата. Его сын Василий Ярославич умер в возрасте 37 лет, при этом успев вписать своё имя в яркие страницы истории Костромы. В 1272 году Василий стал великим князем владимирским — главой всех удельных княжеств Северо-восточной Руси. Он не поехал в стольный Владимир, оставшись в удельной Костроме, и сделал ее тем самым, вопреки давним традициям, столицей Северо-восточной Руси.

Во времена правления Владимира Ярославича в Костроме были основаны Спасо-Запрудненский Монастырь и церковь Воскресенья на Дебре, а также построен Успенский собор. С именем этого князя связано обретение главной костромской святыни — иконы Богоматери Федоровской, сохранившейся до наших дней.

img_4355

Костромские тропинки

После смерти Василия Ярославича Кострома опять оказалась на краю истории. В 1330-1340 годах город был приобретен Иваном Калитой, получившего ярлык от Орды на владение, и Кострома вошла в число городов Московского княжества. С этого времени судьба Костромы и ее история неразрывно связаны с развитием и культурой русского государства. В 14 веке сюда стали переселяться беженцы из Смоленского, Рязанского и Тверского княжеств, спасающиеся от набегов татар и междоусобиц князей. Кострома стала расширяться. В 1364 году сильный мор унёс жизни большого числа жителей. Во второй половине XIV века город периодически подвергался набегам татар, а также так называемых новгородских ушкуйников, которые в 1375 году даже заняли город, разгромив городскую дружину.

В 1380 году Костромское войско приняло участие в Куликовской битве. Когда в 1382 году хан Тохтамыш отправился на Москву мстить Донскому, Дмитрий бежал из столицы в Кострому. Именно Кострома стала главным убежищем для князей. Город был отгорожен Волгой, а расстояние до Москвы было и не большим и не маленьким, что было удобно. Также Кострома стала опорной базой московского княжества против Твери и обоих Новгородов, позволяя также использовать волжский путь в обход Оки, занятый Рязанью.

img_4295

Пожарная каланча

Во второй половине XIV века политическое влияние Орды снизилось, Дмитрий Донской воссоединил Московское и Владимирское княжества. Так был обозначен центр формирования русского государства.

В 1413 году во время сильного пожара в Костроме сгорело 30 церквей. Эта цифра говорит о том, каким крупным был город. При восстановлении, был перестроен и перенесён на другое место кремль. Были построены Успенский и Троицкий соборы.

В первой половине XV веке, в период десятилетних междоусобных войн, началось деление власти. Кострома вместе с Галичем становится центром борьбы между московским князем Василием II Тёмным и сыновьями Юрия Звенигородского, Дмитрием Шемякой и Василием Косым, претендовавшими на великое московское княжение. В этот период усиливаются военные походы со стороны Казанского ханства, в 1429 году город разоряется татарским отрядом. В 1467 году очередное нападение большого отряда татар было успешно отбито Костромским воеводой Иваном Стрига-Оболенским.

В 1470-х годах костромское войско под командованием князя Даниила Холмского приняла участие в походах московского князя Ивана III против Новгорода. Часть знатнейших новгородских семей при расселении по городам московского княжества была направлена в Кострому, и в дальнейшем это повлияло на культуру города.

В 1552 году Иван Грозный взял Казань, в этом его походе участвовал особый отряд из Костромы под предводительством князя Серебряного.

img_4309

Торговые ряды

Со второй половины XVI века история Костромы тесно связана с возвышением богатого боярского рода Годуновых, которые были крупными владельцами костромских земель и реальными хозяевами города. Борис Годунов укрепил Ипатьевский монастырь, начав его каменную перестройку. Со временем Ипатьевский монастырь вырос в могучую крепость. В 1598 году Земской собор избрал царём Бориса Годунова, а через 7 лет он умер.

В 1608 году множество городов северо-западной Руси, в том числе и Кострома, были захвачены войсками Лжедмитрия II. Летом 1609 костромское ополчение выгнало из города интервентов.

В конце февраля — начале марта 1612 года через Кострому пролегал путь народного ополчения Козьмы Минина и Дмитрия Пожарского. Ополченцы в первых числах апреля 1612 года выступили в Ярославль, где началась подготовка к освобождению Москвы. В 1613 году свой подвиг совершает иван Сусанин, который был обычным крестьянином из Костромы.

img_4208

Палаты бояр Романовых

Земский собор, прошедший в 1613 году, избрал на царство Михаила Романова. Сам Михаил в это время укрывался в Костроме, в Ипатьевском монастыре вместе со своей матерью инокиней Марфой. Великое посольство, после освобождения Москвы под предводительством Минина и Пожарского, пришло в Кострому. Михаила стали просить принять корону, просили долго – Михаил отказывался, только после того, как к просьбам бояр подключился народ, Михаил таки согласился стать царём.

С 1620-х годов в Костроме начался экономический подъем, связанный с усилением роли волжской торговли и процветанием соседнего Ярославля, который был перекрёстным пунктом многих торговых путей. Кострома была первым городом вниз по Волге после Ярославля, и это привлекало в город многочисленных ремесленников и купцов. В Костроме были заново отстроены оборонительные укрепления кремля, а вокруг раскинулся обширный торгово-ремесленный посад и слободы. Также развивалась иконопись, и все художественные промыслы.

В 1645 году большой пожар уничтожил почти всю Кострому, а вскоре сильный мор унёс больше половины всего населения. После несчастных событий в городе были построены новые церкви: Рождества Иоанна Предтечи, Усекновения главы Иоанна Предтечи, Николая, семи отроков эфесских, Никольская. В середине XVII века Кострома являлась четвёртым по значению городом Российского государства.

img_4278

Ипатьевский монастырь

Во второй половине XVII века в Костроме строятся новые монастыри: Вознесенский, Спас-подвязный, Крестовоздвиженский, Богоявленский, Анастасьинский. Но в 1672 году один из самых сильных пожар в истории города снова уничтожает основную городскую застройку. Кострома снова восстанавливается. Развивается кузнечный, гончарный, строительный промыслы. Возникает большой торговой центр с мясными, мучными, соляными, калашными, шубными торговыми рядами, в городе учреждается английская фактория.

В 1708 году Кострома вошла в состав Московской губернии, а в 1719 стала центром провинции. В 1767 году, во время своего путешествия по Волге, город посещает Екатерина II. Очень тёплый приём производит на императрицу сильное впечатление, и она жалует городу герб, который и сейчас является официальным гербом Костромы.

В 1778 году Кострома стала губернским городом, а в 1781 императрицей утверждается план генеральной застройки города. Сюда приезжают архитекторы из столицы – Метлин, Фурсов, Праве, но к работе подключаются и местные зодчие, такие как Степан Воротилов. Город получает радиально-полукольцевую планировку, которую составляет стройная и развитая сетка улиц, расходящаяся веером от центральной Екатеринославской площади. Трехлучевая система Еленинской, Павловской и Марьинской дополнялась ещё несколькими улицами, соединявшими центр города с его окраинами, а Екатеринославскую улицу — с набережной Волги. Всю систему радиальных магистралей пересекали три полукольца улиц с ломаной трассировкой.

В середине XVIII века в городе открывается полотняная фабрика купцов Угличаниновых, а к концу века в Костроме насчитывается уже 18 кирпичных заводов, колокололитейный завод, изразцовый завод, появляется типография.

img_4216

В Ипатьевском монастыре

В XIX веке Кострома продолжала развиваться, уже не было таких страшных пожаров. Производство было в основном текстильным. В 1851 году в городе были открыты памятнику царю Михаилу Фёдоровичу и крестьянину Ивану Сусанину. В 1858 году Кострому посещал Александр II и императрица Мария Александровна, а летом 1881 года — император Александр III с императрицей Марией Фёдоровной, наследником Николаем Александровичем и великими князьями Георгием и Алексеем. В 1870 году в городе строится первый водопровод, и в том же году открывается первая в России всесословная Григоровская женская гимназия.

19-20 мая 1913 года Кострому посетил император Николай II с семьёй, в их присутствии был заложен грандиозный памятник, открыты Романовский музей и комплекс зданий Феодоровской общины сестер милосердия с больницей Красного Креста (архитектор Н.И.Горлицын).

После 1917 года Кострома осталась текстильным регионом. 14 ноября 1929 года город вошёл в состав вновь созданной Ивановской области, а затем был включён в Ярославскую область.

img_4349

На набережной

Советский этап в истории города связан с развитием предприятий текстильной, лёгкой и деревоперерабатывающей промышленности, а также текстильного машиностроения. По проекту инженера И.Д.Зворыкина в городе строится льняная фабрика, трудоёмкие процессы на которой механизируются. В 1932 году открывается железнодорожный мост через Волгу. К концу 1930-х годов численность населения возрастает почти вдвое, это происходит за счёт притока рабочей силы из крестьян. В 1932 году создаётся текстильный институт, а в 1939  — учительский институт. Одновременно со строительством новых сооружений, в эти годы разрушается и перестраивается много храмов. Самая большая утрата это разрушение Костромского кремля в 1934 году, церквей и часовен в центре. А в 9134 году полностью демонтируется памятник подвигу Ивану Сусанину.

В годы Великой Отечественной войны в Кострому были эвакуированы госпитали, военные училища и гражданское население. Близ Костромы осенью 1941 года формировалась Ярославская коммунистическая дивизия. Тысячи костромичей за подвиги на фронте и тылу награждены орденами и медалями, 29 из них удостоены звания Героя Советского Союза.

13 августа 1944 года Кострома становится административным центром вновь образованной Костромской области.
В 1950—1980-е годах в городе, кроме текстильной и деревообрабатывающей промышленности, развиваются новые перспективные отрасли: энергетика, машиностроение и металлообработка, радиоэлектроника и приборостроение. В городе формируются промышленные зоны и жилые микрорайоны. В 1981 году появляются лечебный корпус областной больницы, в 1982 году станция скорой медицинской помощи, в 1984 году цирк и здание архива Костромской области, в 1988 году открывается филармония.

Достопримечательности Костромы

 

img_4216Ипатьвский монастырь — основан в начале XIV столетия в честь Пресвятой Троицы и во имя святителя Ипатия епископа Гангрского. В XIV-XV веках обитель святого Ипатия являлась форпостом на северо-восточном рубеже Российского государства. В смутное время здесь укрывался Михаил Романов. В 1613 году, после освобождения Москвы, сюда прибыло Великое посольство с прошением о воцарении Михаила на престол. В монастыре начиналось славное трехсотлетнее царствование Дома Романовых. С этого момента за монастырем закрепилось название — «колыбель» Дома Романовых. Одной из главных святынь монастыря является Чудотворная Тихвинская икона Божией Матери.

img_4292Богоявленский Монастырь — основан в 1426 году Преподобным Никитою, который был учеником и родственником Преподобного Сергия Радонежского. В XVI веке к монастырю были приписаны две женских обители — Анастасьин (основанный первой женой Ивана Грозного — Анастасией Романовной) и Крестовоздвиженский. Изначально все постройки были деревянными. В XVII веке здесь были воздвигнуты Иоанно-Богословский и Трехсвятительский (впоследствии Сретенский) храмы, Никольский придел к Богоявленскому собору, звонница с храмом во имя преподобного Сергия Радонежского, служебные здания. В 1559-1565 годах был построен каменный Богоявленский собор. В 1642-1648 годах вокруг монастыря была возведена каменная ограда с шестью башнями. С 1863 года монастырь носит название Богоявленско-Анастасиин женский монастырь.

img_4309Торговые ряды — построены в конце XVIII — начале XIX веков, и являются самыми крупными из сохранившихся торговым комплексом России того времени, относятся к редким памятникам архитектуры. Расположены на главной площади города, и состоят из более чем двадцати различных по размерам зданий. До наших дней они сохранились почти в том виде, в котором были изначально построены.

img_4284Музей льна и бересты — был открыт 9 сентября 2009 года. В первом зале можно увидеть различные экспонаты из бересты, особенно интересны берестяные персонажи из русских сказок. Во втором зале представлены экспонаты из льна. Посетители музея могут посмотреть, как работают мастерицы за прялкой и ткацким станком, а также самостоятельно попробовать себя в этом ремесле. Вход в музей 70 рублей, для детей 40 рублей.

img_4300Памятник Ивану Сусанину — 12-метровый монумент Ивана Сусанина возвышается в центре Костромы и хорошо виден с Волги. Он был сооружен по проекту московского скульптора Лавинского и архитекторов Марковского и Бубнова. По легенде, Иван Сусанин был нанят отрядом войск Речи Посполитой зимой 1612—13 годов в качестве проводника в село Домнино, где находился Михаил Фёдорович Романов. Иван Сусанин завёл вражеские войска в болотистый лес, где был ими замучен за отказ указать верный путь.

img_4295Пожарная каланча — с 1834 года считается «лучшей пожарной каланчой Российской провинции». Этот памятник архитектуры эпохи классицизма является одним из символов сегодняшней Костромы. Расположена Каланча на Сусанинской площади, центральной площадки города. В 2005 году каланча была передана Костромскому музею-заповеднику, и сейчас в ней расположен экскурсионный отдел Костромского музея-заповедника, а также фонды хранения.

img_4376Церковь воскресения на Дебре – каменное здание было построено в XVII веке. Строили храм мастера из Ярославля и Великого Устюга. Храм был расписан вскоре после постройки, в 1650—1652 годах. Этот выдающийся памятник русской художественной культуры является знаменитой православной святыней Костромского края. Название «Дебря» означает место, заросшее непроходимым лесом, попросту говоря дебри. Церковь воскресения на Дебре является единственным сохранившимся посадским храмом в городе.

Использованы материалы с сайтов:

www.vidania.ru
www.family-history.ru
www.wikipedia.org
www.komandirovka.ru

« »

Комментарии к записи

Вам нужно войти что бы оставлять комментарии.