Заповедник «Царицыно»

Сейчас это одно из любимых мест москвичей и гостей столицы. Но что было на месте Царицыно много веков назад? Какие известные люди были владельцами усадьбы?

История Царицыно.

На месте сегодняшнего Царицыно ещё до появления Москвы находилось поселение племени вятичей. По одной из версий именно это племя стоит у истоков основания и самой Москвы, а вернее поселения, которое увидел Юрий Долгорукий, и решил дать ему название (или просто при нём Москва была отражена в летописи, дошедшей до нас). Вятичи здесь селились ещё в X-XI веках. После себя они оставили курганы, которые и по сей день можно увидеть в Царицынском парке.

Первое название у Царицыно было не столь благозвучное и величественное. Благодаря тому, что здесь издавна располагались лечебные грязи и святые ключи, это место носило название «Чёрная грязь». Стоит обратить внимание, что «Чёрная грязь» является именно ядром будущей усадьбы, в дальнейшем территория примет намного больший масштаб. Первая усадьба в лечебном месте была построена по заказу жены российского царя Федора Иоанновича, Ириной Годуновой, это произошло в 16 веке. К сожалению, в период польско-литовской интервенции усадьба полностью сгорела.

После этого, этой территорией владели бояре Стрешневы (В 1605 году после смерти Годунова вотчина перешла во владение царского двора пока в 1633 году царским указом она была продана Лукьяну Степановичу Стрешневу), князья Голицыны. За это время были построены красивые дома, разбиты чудесные сады. Но в результате того, что род Стрешневых прекратился, а Голицыны были сосланы в Сибирь, новым владельцев стал молдавский господарь Дмитрий Кантемир, которому сельцо «Чёрная грязь» было пожаловано самим Петром I.
Сначала владельцем был сам Дмитрий Кантемир, а после него здесь хозяйничали три его сына.

caricyno8

Большой Царицынский дворец

Среди рода Кантемиров, владевших усадьбой, стоит выделить Матвея Кантемира, владевшего «Черной Грязью» 14 лет. Здесь при нём была построена каменная церковь (1759-1765) «Во имя Живоносного Пресвятыя Богородицы Источника с теплым для зимнего времени пределом во имя святаго великомученика Димитрия Мироточивого» — покровителя отца Матвея. Первоначально храм имел форму греческого равноконечного креста, на котором был поставлен «восьмерик», увенчанный куполом с небольшой главкой. Сегодня это самая старая часть церкви. При ней похоронены сам князь М.Д.Кантемир (1700-1771) и его жена Аграфена Яковлевна, урожденная графиня Лобанова-Ростовская (1708-1772). Третий придел в честь иконы Казанской Божией Матери появился в 1880-е годы, когда в храме была расширена трапезная, перестроена и увеличена колокольня и вся церковь приобрела современный вид.

В 1775 году у Сергея Кантемира (также сына Д.Кантемира, который к тому моменту оставался единственным полноправным владельцем), «Чёрную грязь» покупает сама императрица Екатерина II. Обошлась ей эта покупка в 25 000 рублей (по некоторым данным за 30 000).

Как гласит легенда, 4 мая 1775 года императрица, которая в тот год много ездила по России и изучала имперские земли, во время поездки на Цареборисовский пруд, обнаружила полузаброшенную усадьбу. Императрицу поразили красота пейзажей, ландшафт: холмистая, изрезанная быстрыми ручьями местность, рощи и луга, тихие пруды, поросшие камышом, тишину которых нарушали лишь крики уток.

С появлением новой хозяйки, эта местность начинает новую историю. «Чёрную грязь» переименовывают в Царицыно село. Екатерина вызывает сюда своего личного архитектора Василия Баженова, которому заказывает построить летнюю увеселительную императорскую резиденцию «в готическом вкусе». Начинается масштабное строительство: на центральной площади возводят два дворца – для Екатерины и ее сына Павла, в плане зеркально отражающие друг друга. Перед ними было возведено самое большое по размерам здание – дворец-храм, примыкающие к нему трапезная, беседки, театр, сооружаются гроты и пещеры.

caricyno12

Памятник архитекторам Баженову и Казакову

Cтроительство продолжалось целых десять лет (1775-1785 гг.). Была даже задумана высокая башня с часами, но ее проект не успели воплотить.

Несмотря на то, что все работы проводились с личного одобрения императрицы, по окончании строительства Екатерина Великая неожиданно приказывает снести дворец и все постройки. Что именно не понравилось царице и какая была причина этого недовольства – неизвестно. Через несколько дней после осмотра построек, Екатерина отдала распоряжение о сносе трех центральных дворцов. Сейчас на этом месте стоит так и не достроенный дворец по проекту ученика Баженова Матвея Казакова, а на месте большого дворца – зеленая лужайка. Под руководством архитектора М.Ф. Казакова было продолжено строительство, и Дворец был даже практически достроен, но из-за смерти Екатерины II строительство было остановлено. Приказал это сделать наследник императрицы Павел I. С того момента, целых двести лет дворец и вся усадьба пустовала и постепенно разрушалась.

В 80-х годах прошлого века началось постепенное восстановление Царицынских объектов. С особой активностью работы по реставрации проводились в период 2005-2007 годов. 2 сентября 2007 года произошло открытие Государственного музея-заповедника под названием Царицыно.

Достопримечательности Царицыно.

Царицынский парк — памятник русского садово-паркового искусства XVIII-XIX веков. Формирование его относится к первой половине XVIII века, на тот момент этой территорией владели князья Кантемиры. Расцвет Царицынского парка приходится на первую треть XIX века, когда здесь были устроены разные «художественные затеи»: беседки, павильоны, гроты, мостики.

caricyno17Царицынские пруды и реки — Верхний и Нижний Шипиловский пруды — их появление относится к середине XVII века, когда усадьбой владели бояре Стрешневы.
Пруды образовались после строительства двух плотин на местных речках Городня, Язвенка и Черепишка. Царицынские пруды составили единый каскад с Борисовским прудом,
созданным в царствование царя Бориса Годунова. Сейчас эти три пруда считаются самыми старейшими в Москве. Их площадь также на первом месте, составляет она более 180 га.

caricyno8Большой Царицынский дворец —  строительство было начато архитектором В. И. Баженовым, который хотел спроектировать Царицыно в псевдоготическом стиле, вместе с тем напоминающим нарышкинское барокко. Декор фасада был насыщен масонской символикой. Но строительство дворца было прервано по распоряжению императрицы Екатерины II. Строительство (а скорее всего переделка) было продолжено в 1786-1793 гг. архитектором Ф. М. Казаковым. Но из-за смерти Екатерины II в 1798 году было полностью остановлено. Только в 2005-2007 годах, спустя 200 лет Дворец был достроен и торжественно открыт. Сейчас в нём размещаются выставки, проводятся экскурсии.

Малый Царицынский дворец — 1776-1778 гг. Архитектор В. И. Баженов. Является одним из немногих сооружений Царицынского ансамбля, сохранившее свое название со времен архитектора Баженова. Он был одним из трёх дворцов (самым маленьким), предназначавшихся для императрицы Екатерины. В 1803-1804 гг., когда Царицыно стало доступно для публики, Малый дворец был перепланирован и сдан в аренду под кофейный дом француза Леканю, которого выслали из России в 1812 году как наполеоновского шпиона. После этого, строение приходило в упадок. В 1987-1996 годах дворец был восстановлен и открыт как выставочный зал музея-заповедника «Царицыно».

caricyno12Памятник Ф. Казакову и В. Баженову — памятник расположен возле входа в Дворец (вход для экскурсий), пользуется большой популярностью среди посетителей заповедника. Сфотографироваться с архитекторами желают все проходящие отдыхающие.

caricyno9Хлебный дом (Кухонный корпус) — Построен в 1776-1778 гг. Архитектор В. И. Баженов. В середине XIX века в здании действовали крестьянская лечебница и Земское училище.
В конце XIX века, во время развития дачного отдыха, комнаты в Хлебном доме сдавались в аренду на лето дачникам. После революции и до конца 1970-х гг. здесь были коммунальные квартиры. В 2006 году завершились реставрация Хлебного дома, в результате которой появился стеклянный купол над внутренним двором, превратившим его в атриум; «Хлебный дом» стал основным зданием для музейных коллекций.

Галерея с аркой — Построена 1784 году. Архитектор В. И. Баженов. Соединяет Большой дворец с Хлебным корпусом. Предназначалась для доставки блюд и яств из «фабрики-кухни» в Большой дворец. В 1985-1988 годах была проведена реставрация, в результате которой строение стало первым отреставрированным объектом в Царицыно.

Оперный дом (Средний дворец, Приемный дворец) — Построен в 1776-1778 гг. Архитектор В. И. Баженов. Средний дворец, позднее названный «Оперным домом» был предназначен
для императрицы Екатерины II и является одним из первых значительных сооружений Царицынского ансамбля. На протяжении XIX-XX веков здание не использовалось и превратилось в живописные руины. Реставрация дворца проведена в 1988-1996 гг. В настоящее время Оперный дом используется как выставочный и концертный зал музея-заповедника «Царицыно».

Первый Кавалерский корпус — Построен в 1782-1783 гг. Архитектор В. И. Баженов. Был предназначен для свиты императрицы. В конце XIX — начале XX вв. здание сдавалось в аренду на лето дачникам. В советское время здесь располагался ленинский райсполком.

Второй Кавалерский корпус («Восьмигранник», «Лакейский дом») — Построен в 1782-1783 гг. Архитектор В. И. Баженов. Имеет восьмигранный план, фасады его украшены балюстрадой, розетками и волютами.

Третий Кавалерский корпус (корпус с круглым залом) — Построен в 1776-1779 гг. Архитектор В. И. Баженов, одно из первых зданий архитектурного ансамбля Царицыно. Расположено на пригорке перед церковью Иконы Божией Матери «Живоносный источник». В 1800-1850-е гг. здесь размещалась гостиница, затем дача известного петербургского виолончелиста И. Давыдова. В советские годы здесь располагался краеведческий музей, клуб, дирекция заповедника. Все изменения, связанные с изменениями предназначения здания исказили планировку, в связи с чем был утрачен первоначальный внешний вид. В частности, не сохранились венчавшая здание башня и опорные столбы. Реставрация была проведена в 1998-2003 годах.
Сейчас здесь находится Выставочный зал, здесь также размещаются экскурсионные службы музея.

Фундаменты и фрагменты стен Большого (Четвертого) Кавалерского корпуса — Построен в 1782-1784 гг. Архитектор В. И. Баженов. Данный Кавалерийский корпус был одним из главных зданий первоначального дворцового ансамбля Царицыно. Предназначался для кавалеров и придворных дам из ближней свиты Екатерины II. Разобран в 1795 году в связи со строительством Большого Дворца. Фундаменты музеефицированы в 2006-2007 году.

caricynoЦерковь иконы Божией Матери «Живоносный источник» (Троицы Живоначальной) — старейшая постройка в Царицыно. Находится на пересечении двух основных въездов в усадьбу — с востока через Фигурный мост и с севера через Большой мост над оврагом. Первый деревянный пятиглавый храм на этом месте был построен в 1680-годах по воле князя В.В. Голицына и его сына Алексея. В начале 1720-годов князь Д.К. Кантемир заменил голицынскую церковь однокупольной, но зато каменной постройкой. О князе Дмитрии Кантемире напоминает северный придел в честь Дмитрия Солунского, небесного покровителя князя Кантемира. В 1765 году Храм был перестроен. Трёхярусная колокольня и трапезная построены в 1883 году. В 1940 году, когда храм был закрыт, здесь размещалась типография и деревообделочный цех. Богослужения возобновлены в 1990 году. Архитектура церкви в стиле барокко типична для подмосковных сельских храмов середины XVIII столетия. При храме действует воскресная школа и Духовный центр.

caricyno20Оранжерейные корпуса — Оранжерейное хозяйство возникло в Царицыне еще в первой половине XVIII века, когда усадьба «Черная Грязь» принадлежала князьям Кантемирам. Оранжереи построили на участке за Большим оврагом вблизи каскада из небольших прудов, называвшихся «Оранжерейными». Во время работы в Царицыне (1776-1785 гг.) архитектор Баженов занимался в том числе и ремонтом старинных деревянных оранжерей, а в 1780-е гг. выстроил новую каменную оранжерею. Остатки ее фундаментов полностью раскрыты в ходе археологических работ в 2006 году. Наряду с фруктовыми деревьями и плодово-ягодными кустарниками выращивалось огромное количество цветов, особенно роз. К середине XX века Царицынские оранжереи пришли в упадок. На их месте возник дачный поселок, где снимали летние дома многие выдающиеся деятели русской культуры. Здания знаменитых Царицынских оранжерей восстановлены в конце 2007 года.

Фигурный мост — Построен в 1776-1778 гг. Архитектор В. И. Баженов. Мост «на приезде с плотины», получивший название «Фигурного», одно из самых ранних по времени сооружений архитектора В. И. Баженова в Царицыно. Служит как парадными воротами ансамбля со стороны прудов, так и частью аллеи Березовой перспективы — одной из основных осей Царицынского ансамбля. По верху мост выглядит нарядной галереей, входы в которую торжественно оформляют парные полубашни с нишами. В 1987-1992 и 2006 годах была проведена реставрация памятника.

Фигурные ворота («Виноградные») — Построены в 1776-1778 гг. Архитектор В. И. Баженов. Название свое получили за счёт стилизованных гроздей винограда, которые украшают проём арки. В начале XIX века постройку украшали также четыре белокаменные декоративные вазы, две статуи купидонов (амуров – ангелов любви) и две же керамические скульптуры собак мопсов. В 1998-2000 годах проведена реставрация ворот.

Гротесковые мосты — Построены в 1806 г. Архитектор И. В. Еготов. Большой и Малый Гротесковые мосты сложены из кирпича. Строительство их предназначалось для перехода через овраг. Арки и замковые камни мостов отделаны грубо обработанным белым камнем. С помощью камня также оформлены орнаменты, напоминающие кресты и звезды на мостах, построенных В.И. Баженовым.

Оранжерейный мост — Построен в начале XIX века. Выложен из красного кирпича с белокаменным декором, несколько напоминающим постройки Баженова.

Большой мост через овраг — Построен в 1784 г. Архитектор В. И. Баженов. Проектировался как парадный въезд в резиденцию Екатерины II со стороны Большой Каширской дороги. Из сохранившихся образцов русского мостового строительства XVIII века мост через Большой овраг в Царицыне — самый выдающийся и по величине, и по художественным достоинствам. Реставрировался в течение десяти лет.

Царицынская плотина между Верхним и Нижним Царицынскими прудами — Построена в 1803 г. Архитекторы И.В. Еготов и Е.Д. Тюрин. К концу XX века находилась в разрущенном состоянии.

caricyno16Павильон «Миловида» — построен в 1756-1814 гг. на правом берегу Верхнего Царицынского пруда архитектором И. В. Еготовым. По преданию прозван так самой императрицей Екатериной за прекрасный вид, который открывается от стен «Миловиды» на Покровскую сторону и глубокий залив Царицынского пруда у Лазаревой плотины.
Первоначально павильон был обильно украшен скульптурой. На кровле находились три статуи, четыре бюста и две вазы, у входа — скульптуры дельфинов и сфинксов.
В 1870-х гг. он был приспособлен под чайный домик. Близлежащую местность современники называли «Миловидовой рощей». В XIX веке здесь располагался чайный домик, а в соседней роще играл духовой оркестр. К началу XX века павильон утратил скульптурное убранство. В 1992 году павильон был сильно поврежден пожаром. Отреставрирован в 2006 году.

Павильон «Нерастанкино» («Храм Меланхолии», «Галерея в саду») — Павильон «Нерастанкино» построен в 1803-1804 гг. в стиле классицизма по проекту архитектора И. В. Еготова.
Расположен на пологом склоне берега, спускающемся в долину. Предназначался для спокойного отдыха. Здесь в XIX веке находилось несколько столов, кресел и скамей,
покрытых серой краской. Главным удовольствием от пребывания в этом уголке было созерцание живописного вида на пруд с каменной аркой, прозванной «Русалкины ворота».

caricyno14Арка-руина «Русалкины ворота» — Построена в 1804 г. Архитектор И.В. Еготов. На правом берегу Царицынского пруда вблизи береговой дорожки можно увидеть одно из самых романтичных сооружений парка. Сооружение находится на острове и представляет собой арку, перекинутую через узкий канал, разъединяющий остров на две части. В нынешнем виде арка восстановлена в 2006 году в соответствии с обмерными чертежами XIX века. С береговой дорожки у арки открывается вид на павильон «Нерастанкино».

caricyno22Беседка «Храм Цецеры» («Золотой сноп») — Построена в 1805-1806 гг. Архитектор И.В. Еготов. Беседка представляет собой круговую колоннаду, увенчанную куполом — «круглый маленький храмик ионического ордена о восьми колоннах». Такие беседки стали к началу XIX века обязательной принадлежностью крупных пейзажных парков. В беседке была установлена статуя римской богини плодородия Цецеры, державшей в руках серп и сноп колосьев. Голубой купол постройки венчает сноп позолоченных колосьев, поэтому беседку также называли «Золотой сноп». В середине XIX века статуя Цецеры была утрачена. В 1927 году во время реставрации, проведённой архитектором М. В. Дьяковым, была вновь установлена статуя Цецеры, перевезённая из усадьбы Боде-Колычевых Лукино. Последняя реставрация проведена в 2005-2006 гг.

Башня-руина из дикого камня — Построена в 1804 году. Архитектор И. В. Еготов. Специально была сооружена с нарочитой небрежностью из грубо отесанных блоков известняка вперемежку с краснокирпичной кладкой, чтобы придать вид старины. По лестниуе можно подняться на смотровую площадку.

Грот — В ходе реконструкции парка в 2005-2007 годах были открыты археологические остатки большого грота на береговой дорожке Верхнего пруда у подножия холма под павильоном «Миловида». Это основательное сооружение состояло из трех земляных ниш, убранных внутри разноцветными каменьями, ракушками и кореньями.

Ореховская плотина — Сооружена на речке Язвенке в 1805-1807 гг. местными крестьянами под руководством садового мастера К. С. Унгебауэра. Мостик через плотину связывает центральную часть Царицынского парка с запрудной парковой зоной «Покровская сторона».

Курганные могильники — Курганные могильники являются памятниками археологии Москвы XII-XIII веков. Около тысячи лет назад эту территорию населяли славянские племена
вятичей. Их курганы расположены по склонам речки Язвенки на северной окраине Царицынского парка.

Светомузыкальный фонтан  — Открылся в 2007 году ко Дню города Москвы. Он способен изменять направление, подсветку и силу струй под музыку. В репертуаре фонтана четыре композиции: «Вальса цветов» и «Марш» Петра Ильича Чайковского, две композиции — на мелодии французского композитора Поля Мориа. В конструкции фонтана применены 82 насоса различной мощности. Работа фонтана в Царицыно управляется компьютером. Каждая из 915 струй может подняться на высоту до 15 метров и точно соответствует светомузыкальному решению. Площадь чаши фонтана составляет 2400 кв. метров, а глубина воды — до 1,5 метров. Световые эффекты обеспечивают 2583 подводных светильника.

Как добраться до Царицыно

Можно посмотреть на официальном сайте заповедника

 

Материалы взяты с сайтов:

www.mos-holidays.ru

www.tsaritsyno-museum.ru

www.openmoscow.ru

www.tsaritsyno-museum.ru

 

« »

Комментарии к записи

Вам нужно войти что бы оставлять комментарии.

лимфодренажный массаж;rhino rescue официальный магазин